Get Adobe Flash player

ФРУСТРАЦИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Общий взгляд на явление агрессии

Страница 1

Понимание агрессии является результатом синтеза общебиологических и философских теорий. Неслучайно наиболее полные взгляды на природу агрессии мы находим у представителей психоанализа, биологии, психологии. В концептуальном плане выделяются две на первый взгляд противоположные точки зрения на природу человеческой агрессивности: рассмотрение агрессии в качестве положительного, конструктивного, созидательного начала и ее понимание как деструктивной разрушительной силы. Однако такое дихотомическое разделение взглядов на природу жестокости весьма условно. В соответствии с основными на сегодняшний день теориями агрессии эти два аспекта (созидательный и разрушительный) представляют собой разные грани одного и того же феномена, находящиеся в сложной динамической взаимозависимости. Интересно отметить, что порой одни и те же ученые, занимавшиеся этой проблемой, на разных этапах своей деятельности меняли точку зрения на природу агрессии. Так, выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии, К.Лоренц, внесший вклад в изучение агрессивности, придерживался преимущественно позитивного взгляда на ее значение в жизни биологических существ. Он полагал, что природа агрессивности является инстинктивной, а агрессия представляет собой биологически детерминированный поведенческий паттерн и является инструментом борьбы за самосохранение, при этом она может претерпевать болезненную трансформацию, превращаясь из конструктивной силы в феномен деструкции и жестокости.

К.Меннингер также относил агрессию к позитивному биологическому явлению, полагая, что она вытекает из деструктивного инстинкта. Положительная сущность агрессии проистекает из ее деструктивного начала, которому отводится положительная роль, обусловленная стремлением к организации хаотического начала.

Таким образом, значение агрессивности состоит в выполнении важнейшей задачи - поддержании жизнедеятельности вида, необходимого уровня борьбы за его самосохранение. С учетом этого основные воззрения на природу агрессии можно сгруппировать следующим образом:

1. Понимание агрессии как необходимого разрушения.

2. Понимание агрессии как производной деятельности по созиданию жизни и контролю выживаемости.

3. Понимание агрессии как прочной и неразрывной связи двух фундаментальных инстинктов смерти и жизни, разрушения и любви.

Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо, высказывает в его адрес угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия может скрываться под маской неприязни, ехидства, сарказма или иронии, что оказывает давление на жертву. Поскольку в понимании агрессии как психологического явления участвуют такие понятия, как фрустрация и агрессивность, перейдем к их рассмотрению.

 

Содержание основных понятий

Фрустрация и агрессивность

Согласно определению, фрустрация (от лат. frustratio - обман, неудача) - это психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей. Сила фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Чаще всего реакцией на состояние фрустрации является возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева и может повлечь за собой аффект. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний неизбежно приводят к столкновению реальных возможностей человека и трудности тех задач, которые он перед собой опрометчиво ставит. Ситуации и состояния фрустрации довольно часто возникают при взаимодействии людей, в том числе в воспитательном процессе. Типичный пример фрустрирующего воздействия - запрет педагога или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного и привлекательного. Частая и длительная фрустрация может привести к негативным изменениям в характере ребенка, к возникновению неврозов, закреплению агрессивных форм поведения. Устойчивость к фрустрации связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни. При этом решающим фактором в повышении устойчивости ребенка к фрустрации является формирование у него системы разумных потребностей и мотивов, адекватной самооценки, воспитание воли. Использование в воспитании фрустрирующих приемов должно быть редким и обдуманным. Полезнее дополнять или заменять эти воздействия такими, которые ставят ребенка перед необходимостью собственного решения и дают надежные опоры для самостоятельного выбора. Ряд учёных, в частности, Майер, Чайльд и Уотерхауз, возводят явление фрустрации в ранг совершенно закономерных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности организма и личности.

Слово "агрессия" произошло от латинского слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на", т.е. получается что-то вроде "двигаться на…", "на-ступать". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто подобное выражению "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".

Согласно словарю психологических терминов, агрессивность - враждебность, свойство характера или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Это агрессивный потенциал личности, характеристика ее готовности к агрессии.

Существует самая разнообразная классификация форм агрессивности, из которых две основных - это ситуативная и личностная, устойчивая и неустойчивая. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, там, где для этого складываются подходящие условия.

Все многообразие других форм агрессивности можно объединить в гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь, и гетеро-, и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия - это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.; косвенная гетероагрессия - угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии - самоубийство. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.

Страница 2

Таким образом, разные варианты отклонения поведения, алкоголизацию, наркоманию, невротизацию, а также многие хронические болезни внутренних органов можно расценивать как разные варианты (или разные этапы) одного и того же процесса - процесса дезадаптации в социальном (отклонения в поведении) и медицинском (болезни) понимании. В настоящее время предполагается, что 80% пациентов с самой различной патологией (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, обструктивный бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры, нарушения менструального цикла, импотенция, нейродермит и проч.) в основе своей болезни имеют ту или иную остро или длительно действующую фрустрирующую ситуацию. Среди социальных дезадаптантов (алкоголиков, наркоманов, лиц, совершающих противоправные действия) этот процент еще выше и достигает своей верхней границы (100%).

При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение как взрослых людей, так и детей нередко возникает своеобразный порочный педагогический круг: высокоагрессивный ребенок вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрессивных действий со стороны других людей.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики; поддается измерению, изучению и при необходимости - коррекции. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.

Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности (соглашательству) и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

В житейском понимании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми эта деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты - прямо противоположны.

Таким образом, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, и второй - инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями, такими как гнев, враждебность).

Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

 

Взаимовлияние фрустрации и агрессивности, формы его проявления.

В основе многих научных представлений об агрессии и агрессивности лежит теория Джона Долларда, которая утверждает следующее: "Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности".

На самом деле фрустрацию могут вызывать множество различных реакций и агрессивность - лишь одна из них.

Агрессивность наряду с тревогой, страхами, чувством вины, неполноценности и неудовлетворенности является проявлением психоэмоционального стресса. Эту точку зрения поддерживает и Розенцвейг, который считает, что фрустрация неизбежно вызывает агрессию. Фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия или ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем, они имеют и положительное значение, так как принуждают человека мобилизовать все свои способности и силы на их преодоление. Однако, фрустрация - это более, чем препятствие, это срыв деятельности, вызывающий у субъекта особое интенсивное переживание или состояние.

Фрустрация выполняет для организма защитную функцию, создавая новую мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации исходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стрессом, ситуацией стресса. Например, ученик, который боится, что пострадает его престиж, постоянно фрустрирован. Фрустрация вообще является характерным состоянием детского возраста.

Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрации без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма обозначается как толерантность по отношению к фрустрации. Эта толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели.

Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, то необходимо сказать о реакциях на фрустрацию, среди которых выделяют следующие:

1. Агрессия - самая естественная и чаще всего встречающаяся. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. С возрастом проявления прямой агрессии уменьшаются.

2. Регрессия - предполагает по сути механизм, обеспечивающий удовлетворение потребности индивида более легким, доступным и простым путем - с помощью более простых уровней активности, характерных для предшествующих стадий. Некоторые авторы обращают внимание на то, что регрессия может представлять начало более важных нарушений личности.

3. Подавление - индивид пытается сохранить равновесие путем подавления тех чувств, переживаний и впечатлений, которые могли бы его ранить, так, как будто бы он хочет забыть про них.

4. Компенсация - естественный путь замены какого-то дефицита или дефекта другими возможностями, причем, формы компенсации могут быть различными.

5. Уход - если человек не может справиться с какой-либо ситуацией, он может выругаться, уйти, хлопнув дверью и т.д.

Чем младше ребенок, тем скорее можно ожидать, что во фрустрационной ситуации он будет реагировать непосредственным аффектом злости, сопровождаемым тенденцией устранить предмет, вызывающий фрустрацию или плачем; причем, в обоих случаях неупорядоченной активностью. У подростков агрессивные тенденции могут находить свое удовлетворение в фантазийной продукции.

Следующими возможными способами ответов на фрустрационные ситуации являются страх, депрессия, регрессия поведения.

Страница 3

Из всех психодиагностических методов можно вывести заключения для установления диапазона конфликтной сферы личности и для идентифицирования ее конфликтных факторов.

Ширина конфликтной сферы зависит как от характера среды, так и от индивидуальности ребенка. Стесненные материальные условия, например, плохие квартирные условия, недостаточная жилая площадь, раздоры в семье, неправильные воспитательные приемы в школе, в группе продленного дня и т.д. имеют влияния на ширину конфликтной сферы индивида.

Из индивидуальных особенностей проявляются, прежде всего, фактор развития (с возрастом конфликтная сфера расширяется) и темперамент (у раздражимых, неустойчивых индивидов конфликты отмечаются в более широкой сфере, чем у детей уравновешенных).

Во внутренних конфликтах чаще всего встречается контраст нормы поведения и трудность ее соблюдения, осознание собственных недостатков и неспособность сравняться со сверстниками. Психический конфликт создает у детей тем более сильный очаг, ассимилирующий остальные переживания, чем больше контрастность вызывающих факторов. Он превращается в доминантную ситуацию.

Если нет возможности разрешить конфликт, ребенок получает удовлетворение в форме компенсации и защитных механизмов, таких как, например, агрессия, регрессия, патологическая фиксация, бегство в фантазию, дневное мечтание, "прожектирование", реакция "зеленого винограда" и "сладких лимонов", обсессии, чувство вины, страх, фобия и др., которые описываются, главным образом, психоаналитической литературой.

Таким образом, агрессивность, например, подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

Вместе с тем, на развитие агрессивности того же подростка могут влиять и природные особенности его личности, темперамента, силы и уравновешенности нервных процессов, характера. Все это следует оценивать при анализе агрессивного поведения детей и подростков.

 

Природа агрессивности. Основные подходы к ее изучению.

Рассмотрим основные подходы к теории агрессии, в рамках которых изучается влияние фрустрации и агрессивности на развитие личности.

Для психолого-педагогической науки вопросы о природе агрессивности имеют особое значение, поскольку от ответа на них зависит выбор способов гуманизации общества посредством воспитательных воздействий. Если агрессивность изначально присуща человеку, то возможно ли смягчение и подавление этой природной тенденции, направление ее в приемлемое русло? Если условия существования принуждают человека быть агрессивным, то что это за условия и нельзя ли их изменить? Если человек приобретает эту неблаговидную черту вследствие дурных влияний, нельзя ли дезактивировать эти влияния полностью или по крайней мере снизить их негативный эффект?

Существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности.

Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство человека - сюда входят разнообразные теории психоаналитического направления, начиная с ортодоксального фрейдистского психоанализа, а также близкие к ним теории этологические. В рамках второго подхода, отчасти перекликающегося с первым, агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию. Третий подход составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения, это так называемые бихевиоральные теории.

 

Психоэнергетический подход

Психоаналитический вариант

Основоположником этой теории является выдающийся австрийский ученый З.Фрейд. Его теория выступает предметом ожесточенных споров уже на протяжении целого столетия. Однако благодаря именно его трудам агрессия и агрессивность были превращены из темы морализаторских рассуждений в объект научного анализа.

Во многих современных учебниках отмечается, что в психоаналитической трактовке источником агрессивного поведения выступает т.н. Танатос — инстинктивное влечение к смерти и разрушению. Важно отметить, что эта концепция сложилась в поздних трудах Фрейда, в начале же своего творческого пути он придерживался иных взглядов. В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из т.н. Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого (либидо) направлена на сохранение, упрочение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидинозных импульсов.

Первоначально агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни, это произошло позднее благодаря работам соратницы Фрейда и Юнга, российской уроженки С.Н.Шпильрейн.

Она была первым исследователем, представителем психоаналитической школы, заговорившим об изначальной природе человеческой деструктивности. Еще в ноябре 1911 года, на заседании Венского психоаналитического общества ею был сделан доклад на тему «Деструкция как причина становления», и год спустя одноименная статья появилась в печати. Центральная идея этой работы, впоследствии развитая Фрейдом в его поздних теоретических построениях, была сформулирована следующим образом: чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему предшествовало, таким образом, во всяком акте созидания содержится процесс разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит в себе два равных компонента — инстинкт жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчества влечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив, влечение к смерти является неотторжимой сущностью влечения к жизни.

Идеи молодой россиянки вызвали бурную дискуссию в стане психоаналитиков. Фрейд писал: «Я помню мое собственное защитное отношение к идее инстинкта разрушения, когда она впервые появилась в психоаналитической литературе, и то, какое долгое время понадобилось мне, прежде чем я смог ее принять». Лишь в 1920 году, в своей знаменитой работе «По ту сторону принципа удовольствия», написанной им, как часто считают, под влиянием опыта мировой войны и ряда личных потерь, Фрейд повторил основные выводы Шпильрейн. Он отдал ей должное, отметив, что «…Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений».

По Фрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Начиная с 1920 года, Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы психической защиты (например, смещение) служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от «Я». Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Несколько позже эту концепцию развила еще одна представительница психоаналитической школы - М.Кляйн, которая рассматривала агрессию как проекцию собственного саморазрушительного влечения человека. Однако, в отличие от М.Кляйн, далеко не все последователи Фрейда солидаризировались со столь спорной идеей. Даже ближайший соратник Фрейда, и по совместительству его биограф, Э.Джонс признавал: «Не обнаружено ни одного биологического свидетельства, которое подтверждало бы идею инстинкта смерти, — идею, которая противоречит всем принципам биологии».

Страница 4

Данный аспект фрейдистского учения был фактически отвергнут или проигнорирован многими верными учениками Фрейда. Но даже они готовы были согласиться, что агрессия проистекает из врожденных, инстинктивных сил. Попытки детальной разработки теории инстинкта смерти, которая предложила существование особой, присущей ему энергии, аналогичной либидо, фактически не продвинулись дальше того, чтобы дать этой энергии название, — в работах фрейдистов она фигурирует под термином мортидо, или деструдо.

В своих работах о типах характеров Фрейд рассуждал о становлении агрессивности в ходе индивидуального человеческого развития. В соответствии с его моделью возрастной периодизации следует обратить внимание на то, что, например, фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт, как склонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, к которому легко присоединяется склонность к гневу и мстительности.

В целом взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. По его убеждению, агрессивное поведение — не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда в настоящее время часто интерпретируется следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков.

Хотя у Фрейда не обозначена четкая позиция по вопросу о силе и продолжительности возникающего катарсиса (очищения, облегчения), он все же склонялся к тому, что это явление непродолжительно и по силе незначительно. Таким образом, агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения, подавления силами всех институтов социализации - это процесс неизбежно болезненный, травматический даже при частичном допущении периодического социально приемлемого отреагирования деструктивных импульсов.

Сторонники такого подхода считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

Однако значительное число психологов не разделяют такого фатального взгляда на человеческое поведение. Во-первых, с одной стороны, ими не отрицается, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но с другой стороны, осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то неизменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессия инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую «Я» эффективно осуществлять «принцип реальности», преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Распространено мнение, что агрессивность — это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или к самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, в первую очередь — на людей с целью их покорения и завоевания. Склоняясь к таким трактовкам, даже многие психоаналитики отходят от жестких фрейдовских схем и рассматривают не только биологическую, но и социальную сторону агрессии.

Так, для А.Адлера, разрыв которого с Фрейдом в 1911 году после десятка лет предыдущей совместной работы хронологически совпал с первым докладом С.Н.Шпильрейн о деструктивных тенденциях психики, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное, или, выражаясь словами Адлера, «агонизирующее», сознание порождает различные формы агрессивного поведения — от открытого до символического, каким, например, является хвастовство — его цель состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. По мнению Адлера, это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и преклонения.

Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы — связанные с причинением боли и унижением ритуалы, обряды, конвенциональные формы наказаний и т.п. Кроме того, по Адлеру, всякое контрпринуждение, то есть ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. Антитезой насилия, понимаемого как злоупотребление властью, в индивидуальной психологии Адлера является «категорическая ненасильственность».

Огромное значение тема агрессии и насилия приобрела в трудах Э.Фромма.

Он считал, что объяснение агрессивности человека находится не в инстинктивном наследии, а в факторе, который отличает человека от животных, в его социальности. Сама форма жизни человека, которая не сводится только к биологическому существованию, способствует формированию агрессивного поведения. Фромм считал, что изначально человек не хищник, но у него есть склонность к убийству как самоцели, в то время как животные проявляют внутривидовую и межвидовую хищническую агрессию.

Фромм выделял пять видов агрессии:

1. Доброкачественную. Это биологически адаптивная агрессия, возникающая как реакция на угрозу витальным интересам; свойственна как животным, так и человеку; носит взрывной характер; возникает спонтанно, направлена на устранение самой угрозы или ее причины.

К доброкачественной агрессии относятся следующие формы:

1.1. Псевдоагрессия. Это действия, в результате которых может быть нанесен какой-либо ущерб, но которым не предшествовали злые намерения. Имеет несколько подвидов:

а) непреднамеренная (случайный выстрел);

б) игровая (проявляется в ситуации игры, тренинга);

в) как форма самоутверждения (воинственность; больше свойственна мужчинам).

1.2. Инструментальная. Это агрессия, направленная на достижение цели получить, достать то, что необходимо или желательно: кража еды (для удовлетворения физиологических потребностей), страсть к накопительству, жадность, алчность (для удовлетворения личных интересов).

1.3. Оборонительная. Это фактор биологической адаптации; ее цель - в сохранении жизни; проявляется в том случае, когда для человека возникает угроза жизни, здоровью или собственности.

2. Злокачественную. Это биологически неадаптивная форма; существует как специфический человеческий феномен; приносит биологический вред и социальное разрушение; имеет целью получение удовольствия; может быть как осознанной, так и бессознательной.

Э.Фромм отмечал, что фрустрация потребностей и желаний является обычным явлением в обществе, что агрессия и насилие постоянно возникают, и, так или иначе проявляют себя. Фромм связывал проблему насилия и агрессии с вопросом о социальном характере человека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.

Страница 5

Этологический вариант

Новое звучание тема изначальной предопределенности агрессии получила благодаря работам одного из основоположников этологии, уже упоминавшегося выше К.Лоренца.

Придерживаясь эволюционного подхода к исследованию этой проблемы, Лоренц продемонстрировал неожиданное сходство с позицией Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно накопления и разрядки инстинктивной агрессивной энергии, у Лоренца был совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и силы особых, облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении.

Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточно времени, подобное поведение может развернуться даже и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула. Важно отметить, что «психогидравлическая» модель Лоренца, оперирующая механизмом «выпускания пара», в основном базируется на переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение.

 

Фрустрационная (гомеостатическая) модель

Эта теория возникла в противовес концепциям влечений: в ней агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж.Доллард, а также его ближайший коллега - Н.Миллер.

Согласно их воззрениям, агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию — попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых неразрывно, теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и замещения.

Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием. Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем, степень фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток).

Торможение — это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности, установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей за плохие отметки, почти всегда по внешней активности и настроению ребенка безошибочно угадывают, какую отметку он получил в школе: ребенок приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.

Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого в качестве виновника этого торможения: так, мать, запрещая ребенку баловаться и драться, может столкнуться с ответными оскорблениями («ты плохая!») или обвинительными упреками («ты меня не любишь!»).

Замещение — это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации: ребенок, который не может наказать провинившегося старшего, со злостью принимается портить его вещи, перенося собственные обиды на безответные неодушевленные предметы; или оскорбленный поведением родителей старший брат бьет ни в чем не повинного младшего.

Одной из интересных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа.

Катарсис — это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения.

Суть этой, уже тривиальной, идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.

Как и концепция влечений, фрустрационная теория не избежала критики, основной огонь которой пришелся на гипотезу о жесткой взаимопредопределенности самой схемы «фрустрация-агрессия». Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л.Берковиц. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, — гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель.

Берковиц признавал также, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.

В концептуальную схему «фрустрация-агрессия» Берковиц ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую роль.

Страница 6

Теория социального научения - бихевиоральная модель

Согласно этой теории, автором которой является А.Бандура, агрессия представляет собой поведение личности, усвоенное ею в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней они становятся. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех — силу тенденции торможения.

Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если вести речь именно о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала или выговор, улыбка или насмешка, дружеские или враждебные жесты.

Существуют важные доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов в конце концов формирует привычку агрессивно реагировать на самые разнообразные раздражители. Таким образом, наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивают у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Педагогические рекомендации в русле этого подхода основываются на наблюдении противоположного свойства: наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения способствует снижению враждебности.

Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.

При всей несхожести разных подходов, все теории сводятся к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам.

 

Другие модели

В отдельном списке среди получивших признание теорий агрессии находится и теория перинатальных матриц, которая наряду с уже приведенными концептуальными подходами помогает в раскрытии многих, казавшихся ранее непознаваемыми, механизмов насильственных и жестоких действий.

Автором этой теории является С.Гроф, который, констатируя несомненный факт специфичности для человека злобной разрушительности и тенденцию к его возрастанию, отмечает, что с помощью существующих теорий агрессии невозможно объяснить саму мощность разрушительных импульсов, хотя во многих случаях она может быть связана либо с психической болезнью (шизофренией, эпилепсией и т.д.), либо с травматическими биографическими событиями детского возраста, и хотя в большем числе случаев таких обоснований не обнаруживается, мы можем наблюдать явное несоответствие силы агрессии и вызвавшей ее причины.

Теория перинатальных матриц применима в основном к агрессии, проистекающей из разрушительного садистского инстинкта, жестокость которого нельзя полностью оправдать ни с позиции теории конфликта, ни с позиции психоаналитической теории.

С.Гроф видит истоки разрушительных импульсов огромной мощности в специфике родовой травмы. Она включает в себя, в частности, сжатие родовых путей во время акта родов, которое впоследствии находит свое отражение в таком агрессивном феномене, как «удушающий гнев».

В процессе биологического рождения плод проходит несколько стадий, преодолевая сопротивление родовых путей, испытывая тягчайший физический и эмоциональный стресс, страх удушья. Эти испытания фиксируются на бессознательном уровне и могут впоследствии явиться источником агрессивности.

В акте рождения, по С.Грофу, происходит бессознательная запись всех этих переживаний, которая в дальнейшем может реактивироваться и «вылиться в агрессивные импульсы, создающие опасность для жизни самого индивида и окружающих». Накопление разрушительной энергии происходит в этом случае за счет того, что плод не может, подобно другому любому живому существу, дать выход эмоционально-моторным импульсам в ответ на стеснение и угрозу жизни, которые он испытывает во время родов; он не может даже кричать. Вследствие этого формируется своеобразный резервуар с огромным запасом задержанной энергии, ждущей своего высвобождения.

Человек, таким образом, рождается, уже имея «бездонный запас перинатальной агрессивности». Способы ее высвобождения могут быть различными на разных этапах жизненной истории индивида.

В теории С.Грофа находит свое объяснение то странное на первый взгляд сочетание тревожного, экстатического и садистского компонентов, которое обнаруживается при патологической агрессии тяжелой степени. Тревога и страх на бессознательном уровне сопровождают проход по родовым путям; они возникают вследствие сдавления плода родовым каналом и соответственно «предчувствия» возможной гибели. Сам процесс преодоления препятствий родового канала сопровождается кумуляцией энергии и агрессивным компонентом. Прорыв из родового канала наружу, «выход на свободу» связаны с чувством удовлетворения и радости, ощущением сохранения жизни, ее продолжения, что составляет стержень будущей сексуальности.

 

Агрессия и менеджмент

В современных условиях рыночной экономики связь менеджмента с агрессией стала очевидной. Агрессия, сохранив присущие ей качества и содержание, но изменив форму, почти замаскировавшись, активно вторгается в нашу жизнь агрессивным дизайном, рекламой, маркетингом и прочими атрибутами современности.

Ежедневно сталкиваясь с этими новыми формами агрессии, являющимися своего рода достаточно сильными раздражителями, человек вынужден реагировать на них каким-то образом. Тем самым он вступает в процесс взаимодействия с агрессией, порой даже не задумываясь о том, что сами по себе реклама, маркетинг или дизайн не являются самодостаточными, поскольку им всегда нужен потребитель, в идеале адресный. Таким образом, можно сказать, что это взаимодействие является процессами коммуникации и интеракции. Рассматривая их как отношения, необходимо уметь видеть то содержание и те качества, которыми характеризуется агрессия и которые неминуемо на эти отношения накладываются, подчиняют себе, реализуя свой «природный» потенциал.

Страница 7

Агрессивность как стратегическая линия менеджмента

Что же именно подразумевает собой агрессивный менеджмент и благодаря каким присущим ему качествам он оценивается как агрессивный?

Если рассматривать управление организацией как систему коммуникаций, которая представляет собой сложную многоуровневую иерархию связей и отношений внутри организации и за ее пределами, то можно предположить, что на отдельных этапах установления и поддержания таких связей и отношений менеджмент может содержать в себе характеристики, свойственные агрессивной модели поведения. Это связано прежде всего с тем, что сама ситуация поиска ниши на рынке сбыта, выхода организации на этот рынок, стабилизация положения фирмы и постоянная борьба за лидерские позиции на каждом из перечисленных шагов обусловлены преодолением внешних и внутренних неблагоприятных факторов, возникающих в процессе достижения поставленных целей.

Модель управления, в которой преимущественное место занимает беспрекословное исполнение распоряжений руководителя, на первый взгляд примитивна, но во многих случаях достаточно оперативна и приносит ожидаемый эффект. Это авторитарный стиль. В политике внешних связей компании с таким управлением прослеживается линия активного, уверенного поведения в отношении конкурентов.

Определение такого рода менеджмента как агрессивного будет зависеть только от того, какие критерии выбраны в качестве оценки, но вряд ли можно оспаривать тот факт, что такая модель менеджмента является конкурентоспособной.

Если же понимать под конкурентной борьбой столкновение интересов, то с точки зрения психологии любая коммерческая организация в условиях рыночной экономики находится в состоянии вовлеченности в постоянный конфликт, который часто рассматривается с позиции «бизнес — это война», и ведется он согласно законам военной науки.

Известно, что война войне рознь, и все зависит от целей ведения войны — то ли это захват территорий, то ли их освобождение. Война — это всегда агрессивные действия, но в первом случае с позиции психологии они будут классифицированы как деструктивная агрессия, а во втором — как оборонительная, и таким образом, агрессивность не только приобретает значение, но и становится стратегической линией менеджмента.

Сегодня информационные процессы, процессы коммуникации и интеракции вышли на первое место в иерархии деловых ценностей мира людей, вовлеченных в бизнес. Те же информационные процессы, являясь неотъемлемой составляющей менеджмента организации, осуществляют функцию регулирования ее жизнедеятельности в условиях конкурентной борьбы.

Таким образом, все сводится к ситуации если не борьбы, то как минимум противостояния организаций, у каждой из которых своя миссия, философия, ценности, корпоративная культура, сформулированные и формируемые в процессе работы живыми людьми — специалистами в области управления.

 

Агрессивность и человеческий фактор

Агрессию можно рассматривать как полезный психологический ресурс, в частности, в карьерном строительстве. В соответствии с теорией Джона Долларда, если человек фрустрирован, т.е., не имеет чего-то, страстно желаемого: повышения по службе, выгодного контракта, интересного задания — то он начинает злиться и вести себя агрессивно, то есть наступательно.

Совершенно необязательно при этом, что он будет внешне выглядеть злым, оскорблять своих конкурентов и действовать сугубо силовыми способами, но сама его тактика и стратегия может носить подчеркнуто атакующий характер, а в крови будет наблюдаться повышенное количество адреналина.

Агрессивное поведение всегда вызвано некой неудовлетворенностью. При этом цель агрессии — удовлетворение. Но вот он своего добился, и от былой агрессивности не осталось и следа; в душе снова баланс, мир и покой.

Подобный сценарий преодоления проблемы — вполне нормальный. Более того, ученые считают, что нечастые фрустрации необходимы, так как принуждают человека мобилизовывать свои способности и всесторонне развиваться. Почти все великие достижения художников, ученых, изобретателей, предпринимателей не что иное, как реакция на сопротивление консервативной и враждебной им среды.

Сегодня кадровики, выполняя социальный заказ, часто ищут людей типа «акулы бизнеса», потому что агрессивность считается нормальным качеством эффективного менеджера.

 

Коллектив и команда

Поскольку агрессивный, конкурентоспособный менеджмент опирается на человеческий фактор, необходимо отметить ставшую популярной в области организационной психологии тенденцию к т.н. team-building — формированию команд.

Именно за счет присущих команде активности, энергичности, агрессивности она потеснила, заставила уйти в тень понятие хорошо знакомого всем старого, но не всегда доброго коллектива.

В результате мы имеем следующий двойственный вариант: с одной стороны, — коллектив как «совокупность людей, работающих на одном предприятии, в одном учреждении» или, другими словами, «группа лиц, объединенных общими целями, общей деятельностью», и, с другой стороны — команда как «организованная группа, подразделение военнослужащих или отряд рабочих, выполняющих определенное задание».

Исходя из приведенных определений, можно выяснить различие между этими понятиями. В то время как коллектив — это то, что ориентировано на процесс, команда — это то, что ориентировано на результат. Если у коллектива «общие цели», то у команды — «определенное задание», если коллектив — это «совокупность людей», то команда — «организованная группа».

Коллектив ассоциируется с чем-то сугубо гражданским, команда — с чем-то военным или спортивным. С коллективом непроизвольно, бессознательно связываются мелкие внутренние склоки и образ болота, с командой - жажда борьбы, открытое противостояние и преодоление преград на пути к успеху.

Команда более эффективна в достижении поставленных целей, поскольку выполняет «определенное задание», и более конкурентоспособна, потому что является организованной группой. С учетом этого факта становится ясно, почему стали так популярны психологические тренинги, направленные на формирование команды.

Спрос рождает предложение: каждый руководитель заинтересован в том, чтобы продвигаемые его фирмой товары или услуги приносили прибыль и составляли достойную конкуренцию в занимаемом фирмой сегменте рынка. Но товары и услуги сами по себе остаются товарами и услугами.

Страница 8

Решающим фактором, который влияет на развитие ситуации в сторону успеха или неуспеха, является работающий в организации человек. Именно поэтому руководитель компании, фирмы также заинтересован и в том, чтобы управляемая им организация по своей внутренней структуре, по сознанию, по духу представляла собой не коллектив, а команду.

Рассмотрим, что следует понимать под внутренней структурой группы людей, которую можно назвать командой, т.е. какие организационные особенности оказывают влияние на эффективность работы группы. В качестве критериев эффективности предлагаются следующие положения:

1. принятие каждым членом приоритетных ценностей организации, информированность о целях и задачах, которые могут возникнуть на пути ее развития;

2. осознанность и четкое представление непосредственно решаемых каждым членом команды профессиональных задач;

3. самостоятельность в принятии решений, входящих в область компетенции специалиста, и ответственность за эти решения;

4. профессионализм каждого члена команды.

Опираясь на эти позиции, можно сделать следующий вывод относительно организационных особенностей внутренней структуры такой группы.

Прежде всего, необходимо учесть, что каждый человек проинформирован о целях и задачах организации. Это значит, во-первых, то, что к нему изначально относятся как к личности, не рассматривая в качестве «тупого» исполнителя, и, во-вторых, то, что участие этого человека в проектах организации является осознанным; он хорошо представляет и отдает себе отчет в том, чем и для чего он занимается на работе.

И здесь характерной организационной особенностью, влияющей на внутреннюю структуру группы, является мотивация члена команды, для которого при выполнении работы будет важно «для чего», а не «для кого» эта работа выполняется.

Человек, имеющий четкое представление о поставленных задачах, профессионал своего дела, по сути является исполнителем и контролером в одном лице: ему предоставлена свобода выбора средств в достижении цели, в своих профессиональных контактах он взаимодействует с такими же равноправными членами команды.

Еще одна характерная организационная особенность такой структуры — отсутствие бюрократической модели руководства. Как только в ней появляются лишние вертикальные связи, сразу же теряется оперативность принятия решений, время уходит на согласование деталей, деятельность становится неэффективной.

Естественным образом возникает вопрос о том, какой же из трех общепринятых в психологии стилей управления - демократический, либеральный или авторитарный - будет наиболее эффективен для команды?

Если вспомнить сравнение команды с воинским подразделением, то единственно возможным из вышеперечисленных стилей руководства остается авторитарный, в котором командир, в данном случае — лидер, формирует сознание и укрепляет дух.

 

Руководитель и команда

Некоторая доля здоровой агрессивности, можно назвать ее строгостью, обязана присутствовать в образе руководителя и при необходимости он должен уметь надевать маску агрессивности. Однако такую крайнюю меру надо использовать дозированно, чтобы подчиненные не записали его в тираны или в психопаты.

Кроме того, люди быстро привыкают к руководящим вспышкам гнева, и спустя какое-то время подобный метод перестает работать. Иногда для руководителя вообще бывает лучше промолчать, изобразить суровый взгляд или выдержать многозначительную паузу, чем опуститься до истерики. И если в прежние времена еженедельные планерки нередко напоминали ситуацию, в которой начальник метал громы и молнии, а подчиненные терпели его гнев, сохраняя взаимное дружелюбие, то современные управленцы предпочитают беречь собственные нервы и находиться в образе «народного любимца». При этом низовая конкуренция нередко заставляет младших сотрудников при каждом удобном случае проявлять агрессивные тенденции, направленные друг на друга, хотя самые мудрые руководители используют здоровую агрессию сослуживцев, направляя ее на конкурентов.

Ситуация «работы в команде» должна предполагать введение некоторых коррективов в авторитарный стиль управления, что должно относиться, прежде всего, к первому лицу в организации — руководителю. Коренным отличием в стиле руководства в данном случае является смещение акцента с функции администрирования на функцию координирования.

Первая задача для руководителя, столкнувшегося с проблемой командообразования, — осознать и принять тот факт, что формировать, изменять придется не только людей, работающих под его руководством, но и, прежде всего, себя. Таким образом, желающий создать эффективную команду руководитель в обязательном порядке должен в своей работе следовать общим принципам — быть осознанным, ответственным и компетентным.

Сложность, помимо того, что придется осваивать непривычный, координационный стиль руководства, заключается еще и в том, что участком, за который отвечает т.н. «играющий тренер», будет являться эффективность деятельности организации в целом. С одной стороны, он должен играть, с другой — давать установки на игру, определять ее стратегию и тактику.

Кроме того, определенные трудности для руководителя, придерживающегося координационного стиля управления, могут возникнуть на определенной стадии развития команды, которая обычно характеризуется напряженными отношениями между отдельными участниками и связана обычно с установлением неформальных отношений в группе — с одной стороны, и проявлением тревоги каждым участником по поводу успешности деятельности и эффективности работы группы — с другой стороны.

И если на самом первом этапе формирования команды каждый участник задается вопросом «можем ли мы это сделать?», то на втором, критическом, этот вопрос перерастает в утверждение — «мы не можем этого сделать, у нас не получится». Если вопрос, задаваемый на первой стадии, — оценка сил, то утверждение, характерное для второй, — это поиск причин «почему не получится».

Именно этот момент может оказаться самым сложным в работе руководителя. Несмотря на то что изыскиваются и активизируются внутренние резервы, зачастую происходит подмена цели, и вместо поиска объективных причин все дружно ищут «субъективных виноватых».

В такой нестабильной для организации ситуации, когда, казалось бы, самое время вводить «чрезвычайное положение», поскольку люди, еще недавно составлявшие рабочую группу, буквально на глазах превращаются в старой формации коллектив, лидер оказывается перед сложным выбором.

С точки зрения использования функции администрирования необходимо оперативно и жестко наводить порядок, лично устанавливать иерархию отношений и принимать меры по отношению к тем, кто, по мнению руководителя, виноват, что в свою очередь, может закрыть доступ к тем самым внутренним резервам, которые в случае грамотного управления позволят команде перейти на следующую ступень своего развития, и которая характеризуется разделяемым всеми утверждением — «мы сможем это сделать, если...»

Страница 9

Описанная ситуация и прогнозируемый результат ее развития заставляют лидера, заинтересованного в сохранении команды, искать новые, нестандартные варианты управленческих решений, которые, будучи направлены на изменение ситуации, в первую очередь ориентированы на решение возникших психологических проблем членов команды.

Общими на этой стадии у людей могут быть накопившиеся проблемы — тревога, страх неудачи, фрустрации, раздражительность, враждебность, чувство вины. «Агрессивный» менеджмент с его силовыми методами в этом случае может только усугубить уже имеющуюся проблему, столкнувшись с общим сопротивлением, подпитанным мощным агрессивным драйвом каждого сотрудника.

 

Управление агрессивностью

Одним из вариантов выхода из кризиса является управление этим драйвом, своего рода менеджмент агрессивности, который предполагает проведение комплекса мер, направленных на осознание сотрудниками взаимных агрессивных тенденций, их осмысленное принятие без отягощения чувством вины, а также пошаговую коррекцию с целью перевода агрессивности в активное, уверенное поведение, направленное на достижение цели.

Форма работы в этом случае может быть как индивидуальная, так и групповая.

В случае работы с группой это могут быть, например, обучающие тренинги, затрагивающие такие темы, как целеполагание, управление конфликтом, стресс-менеджмент, командное взаимодействие.

Широко используемая практика проведения обучающих тренингов в организации в случае менеджмента агрессивности может быть дополнена программой индивидуальных психологических консультаций сотрудников, что обусловлено тем, что даже в случае успешного прохождения самой сложной стадии в процессе формирования команды проблема агрессивности все равно будет периодически возникать.

Проявление агрессии может быть связано со спецификой командной работы, в процессе которой каждый человек глубоко осознает свою индивидуальность, поскольку его компетентность позволяет самостоятельно осуществлять анализ складывающейся рабочей ситуации, планировать свои действия, координировать, корректировать и осуществлять их. Зачастую, несмотря на то, что в процессе такой работы присутствует постоянное взаимодействие, сотрудник может испытывать сложный комплекс чувств, так называемое «одиночество в толпе», переживание которого находит выход либо в депрессии, либо в агрессии.

Приглашенный в организацию специалист сталкивается с такими составляющими компонентами агрессивного поведения, как раздражительность и враждебность.

С точки зрения управления агрессивностью для определения типа характерных поведенческих реакций целесообразно рассматривать степень выраженности этих компонентов в совокупности с направленностью враждебности - на объект раздражения, на другой объект, на себя.

Дальнейшее развитие событий определяет руководитель — в зависимости от его видения сложившейся ситуации, поставленных им целей и задач консультант может заняться как организационными расстановками участников процесса коммуникации с учетом типа характерных поведенческих реакций каждого, так и индивидуальной работой, связанной с коррекцией агрессивности отдельных сотрудников.

Управлять агрессивностью возможно за счет увеличения-уменьшения величин в соотношении раздражительность - враждебность и смещения направленности враждебности в сторону того или иного объекта.

Агрессивность также необходима для успеха, как для медицины — яды. Со времен великого целителя древности Парацельса известно, что в малых дозировках самые опасные яды лечат, но стоит превысить их концентрацию — и случится трагедия. То же самое с агрессией. В гомеопатических дозах с помощью этого бодрящего дух качества можно убедить потенциального заказчика в преимуществах собственного проекта по сравнению с предложением конкурента; заставить команду мобилизоваться для мозгового штурма и пр. В больших же количествах агрессия убивает. Причем, иногда часто у агрессора может наступить т.н. самоотравление Широко известно, что у более агрессивных людей хронически повышается давление, ухудшается проходимость коронарных сосудов, изменяется обмен веществ и наступают различные гормональные нарушения. Биохимические анализы показали, что у скандалистов ухудшается состав крови из-за гиперактивного выброса гормонов стресса. И если небольшой азарт, активность, задор повышают иммунитет человека, то высокая степень агрессивности, наоборот, значительно снижает его. Именно поэтому агрессор более подвержен воздействию инфекций и аллергических факторов. Активное и постоянное проявление негативных эмоций увеличивает вероятность возникновения инсульта и инфаркта в несколько раз.

 

Подводя итоги

Вопрос о сущности человеческой агрессии занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в XX столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, изучение которого порождало больше вопросов, чем ответов.

Сегодня мы знаем уже достаточно много и об истоках, и о сущности человеческой агрессии. Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе, это понятие имеет многообразие определений и теорий возникновения.

Человек - достаточно агрессивное существо.

Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как овладевает речью; во многих восточных учениях считается, что формирование агрессивности ребенка начинается одновременно с прорезыванием у него зубов.

Законы, которым подчиняется агрессивность, влияют и на поведение отдельного человека, и на поведение общества и государства в целом, и на поведение их лидеров. У кого-то она имеет оборонительные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную область.

Повторный опыт агрессии человеку приходится проявлять довольно часто в силу определенных обстоятельств или выбора: это армия, службы безопасности, спорт. Это и бизнес, в котором есть конкуренция, есть подавление, а иногда и уничтожение противника, пусть даже способами, которые не являются физическими.

На каждом уровне рассмотрения работают разные механизмы, запускающие проявление агрессии в данном сообществе. И чем дальше мы уходим от взаимодействия двух индивидов к социуму, тем естественнее начинают работать не столько биологические механизмы, сколько социальные. Поэтому в каждом конкретном случае, если мы хотим снизить уровень агрессии в том или ином коллективе, в том или ином обществе, в той или иной стране и так далее, мы должны соответственно подбирать разные способы воздействия, учитывая различные механизмы, запускающие агрессию.

Страница 10

Агрессивные тенденции в бизнесе также не должны переходить в злокачественные формы. Руководители, менеджеры высшего звена обязаны:

- обладать навыками конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и использования таких ситуации в интересах бизнеса;

- приобрести навыки защиты и нападения в ситуациях открытого и скрытого влияния и давления;

- научиться управлять собственными эмоциями и формировать необходимый для достижения целей эмоциональный настрой команды.

В любом случае человек, как существо, наделенное сознанием и высшим разумом, способен контролировать и управлять проявлением своей агрессивности, направлять ее в конструктивное русло; более того, он обязан это делать, чтобы последствия проявленной им агрессивности не имели бы катастрофических последствий, чтобы они не стали необратимыми ни для него лично, ни для общества, ни для государства, ни для природы, ни для процесса жизни на земле в целом.

Май 2007 г.

 

Литература

1. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. М.: «Мир», 2004. -Т.1, 496 с.

3. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М.: «Прогресс», 1994. - 272 с.

4. Майерс Д. Психология. - Мн.: «Попурри», 2006. - 848 с.

5. Майерс Д. Социальная психология. -СПб.: Питер, 2005 - 794 с.

6. Полный справочник психоаналитика. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: ООО «Фирма СТД», 2003. - 624 с.

8. Фрейд З. Я и Оно. Сочинения. - М.: Эксмо, 2005. - 864 с.

9. Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Мн.:ООО»Попурри», 2004. - 608 с.

10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 635 с.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. - Мн.: Харевест, 2004. - 384 с.

12. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. - 592 с.

Интернет-ресурсы:

13. Кротков А. «Энергия успеха». http://www.d-mir.ru/journal/riz/

14. Любимов В. «Психология в бизнесе: от агрессивного менеджмента к менеджменту агрессивности». http://www.psychologe-guide.ru

15. Распономарева О. «Агрессия: философские и психиатрические аспекты». http://www.psychosophia.ru

16. Рубанова Е. «Агрессивное поведение: социальная норма или социальная патология»? http://www.iatp.khb.ru/project

17. Степанов С. «Три источника и три составные части науки о враждебности». http://www.psy.1september.ru

18. Сукиасян С. «Агрессия: природа человеческой агрессивности». http://www.psy.1september.ru/agress