Get Adobe Flash player

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СУФИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Краткое введение в суфийскую традицию

Страница 1

Суфизм - это трансцендентальная философия, мистическое направление в развитии ислама; исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Это религиозная философия любви, гармонии и красоты. Его цель - раскрывать душу человека до тех пор, пока красота мироздания не сделает его способным достичь совершенства и стать, таким образом, насколько это возможно, выражением божественной гармонии. Слово суфий происходит от «суфа», что значит «чистый», т.е. чистый от несогласий и противоречий. Некоторые ученые считают, что это слово происходит от арабского suf, что означает грубую шерстяную ткань в значении «рубище». Накидка из этой ткани была одеждой дервишей - странников, первых носителей суфизма, бродивших по необъятным просторам исламского мира от Гибралтара до Ганга, и строивших свою традицию в направлении от практики к теории.

Ядром суфийской концепции является учение об откровении, трактуемом как слияние души с Абсолютом и являющемся целью и итогом восхождения мистика к Богу по ступеням совершенствования. Хотя строго говоря, суфизм - это ни религия, ни философия. Это ни теизм, ни атеизм. Он стоит между тем и другим и заполняет пропасть между ними. Религиозные люди считают суфиев весьма свободомыслящими, а холодно рассуждающие философы смотрят на них как на очень религиозных людей, ибо суфии для того, чтобы возвысить свою душу, руководствуются в жизни более высокими принципами, чем те, которым могла бы следовать материалистическая логика. Суфийская традиция относит себя к чистой сущности всех религий и философий, совмещая в себе веру и набожность Востока со здравым смыслом и логикой, характерными для Запада; в ней заключаются все разветвления мистицизма - оккультизм, спиритизм, ясновидение, яснослышание, интуиция, вдохновение и т.д. Суфии называют свой культ наукой, искусством, знанием, Путем, и даже таким термином, как «психоантропология». Суфийский орден почти у всех восточных и у некоторых европейских народов считается первым по своей религиозной философии, божественной любви, одухотворенности и гуманности своего учения. По своей доктрине, скромности, простоте и высоте мыслей, равновесию всех слагаемых это вместилище мировой мудрости. Суфийское движение включает в себя как самих суфиев, так и активную практику культа, доступную лишь посвященным, поскольку это тайный орден, закрытый для всех, за исключением немногих достойных и избранных, которые рассматриваются как наиболее желательные из тех, кому с абсолютным и совершенным доверием можно вручить божественные тайны.

Зарождение суфизма относят к VIII веку н.э., хотя сами суфии считают, что их культ существует несколько тысяч лет: «Семя суфизма было посеяно во времена Адама; пустило ростки во времена Ноя, расцвело при Аврааме, стал развиваться плод при Христе, и получилось чистое вино при Магомете». Среди суфиев были зороастрийские, христианские, буддийские и другие священники; суфиями были представители самых разных национальностей: персы, греки, арабы, египтяне, испанцы, англичане; в их рядах можно было встретить мастеров, которые прежде были теологами, предводителями разбойников, рабами, солдатами, купцами, визирями, царями и художниками. Суфии живут по формуле «в миру, но не от мира». В миру они пребывают, как все, выполняя предписанные окружающим их обществом законы и правила, но сохраняя при этом свою личность в полной независимости от общества, включая свободу от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого повиновения и благоговейного страха перед вышестоящими в мирской иерархии.

К суфийским мастерам принадлежали такие выдающиеся ученые и литераторы, как Имам Газали, Фарид-Ад-Дин Аттар, Джелал-уд-Дин Руми, Саади, Хафиз, Низами, Фирдоуси, Омар Хайям. В ХХ веке их традиции продолжали шейх Баха-Ад-Дин Накшбанди, Хазрат Инайят Хан, Хидайат Хан, Идрис Шах.

К суфиям принадлежит также и всемирно известный литературный герой Насреддин из Бухары - анекдоты и истории, героем которых он является, служат блестящим примером проявления юмора, смекалки и парадоксального мышления.

Суфийскую жизнь можно прожить в любое время и в любом месте. Она не требует ухода от мира и созвучна жизни всего человечества. Суфии считают, что люди способны к бесконечному совершенствованию, которое приходит к тем, кто достигает гармонии со всем существующим. Путь постижения ее начинается с момента рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Рассмотрим некоторые отправные точки этого пути.

Страница 2

Возрастная педагогика

Ребенок от младенца до младшего детского возраста

Суфии считают, что в жизни ребенка не бывает слишком раннего возраста для восприятия обучения. Душа новорожденного младенца, к которому относят ребенка до двухлетнего возраста, подобна фотографической пластинке, никогда прежде не подвергавшейся экспозиции: какое бы впечатление ни попало на нее, оно отпечатывается; никакое из других более поздних впечатлений уже не окажет подобного воздействия, поэтому, если родители или воспитатели упустят возможность воздействовать на ребенка в раннем детстве, то это упущение может оказаться очень существенным в деле его последующего обучения и воспитания.

В этот период прежде всего к младенцу стараются не допускать не только никого из посторонних людей, но и свести к минимуму его общение со всеми членами семьи за исключением матери - именно она на первом этапе жизни нового человека должна стать единственным его воспитателем и учителем, поскольку ребенок - не кукла и не игрушка и формирование его характера не должно зависеть от беспорядочного воздействия каждого члена семьи, который вдруг захочет повозиться и поиграть с ним. Роль отца в это время может сводиться только к помощи матери или воспитательнице в обучающей функции - его влияние будет играть основное значение в более позднем возрасте, поэтому первый Гуру ребенка - его мать; второй - отец, а третий Гуру - учитель.

Существует два способа управления - подчинение и дружба. Подчиняя себе человека, вы принижаете его волю, подружившись - укрепляете ее и помогаете ему. Поэтому младенца необходимо контролировать, избегая принижения его силы ума и силы воли и установив с ним дружеский контакт.

Ребенка первого года жизни необходимо обучить пяти первым жизненным элементам: дисциплине, душевному равновесию, концентрации, этике и расслаблению.

Таблица.

Элементы обучения  Способ обучения
Дисциплина Терпеливое спокойное повторяющееся выполнение правильных действий

Душевное равновесие

Использование ритмических операций (хлопки, погремушка), направленных на перевод повышенного возбуждения (смех, плач) в нормальное состояние
Концентрация Последовательное привлечение сосредоточения внимания к разным предметам
Этика Воспитание дружелюбия, умения брать и спокойно отдавать взятое (игрушки)
Расслабление Использование ритмических операций, направленных на успокоение нервной системы и расслабление тела.

Страница 3

Во всех действиях, касающихся младенца в этот период, обязана присутствовать регулярность - необходимо строго соблюдать режим питания, сна и прогулок - ребенок получает первые уроки пунктуальности и овладевает жизненными ритмами.

Суфии считают, что в это время также начинает зарождаться и сердечная эмоциональная деятельность младенца - ему суждено получить свойства характера от своей матери в виде пищи. Спокойствие, нежность, кротость, доброта, сочувствие, мягкость, привязанность - все, что мать культивирует в своем естестве в то особое время, в которое она вскармливает дитя, младенец получит как урок в колыбели. Если сама мать не в состоянии кормить своего младенца грудью, то лучше всего найти ему кормилицу, которую следует подобрать не только по состоянию здоровья, как это обычно делается, но и по качествам характера.

Стадии появления зубов соответствует стадия формирования ума. В тот день, когда у младенца прорезываются зубки, изменяется выражение его глаз; его ум рожден, мышление сотворено. Появление зубов - внешнее проявление начала формирования внутреннего мира младенца. Время формирования силы, энтузиазма, храбрости, выносливости, терпения и настойчивости совпадает со временем первых шагов, а время формирования духа - с тем временем, когда ребенок начинает говорить. С этого момента его можно уже рассматривать как личность.

Ничто из того, что делают с младенцем, не должно быть бесцельным, все должно быть подчинено смыслу: если ребенок идет, то у этого путешествия должна быть цель, например, что-то взять и принести. Походка ребенка в это время является глубоко символичной: насколько она устойчива, ритмична, каковы ее скорость и характер - имеются ли на пути к цели остановки, возвраты и повороты. Все эти факторы проявляют будущие наклонности ребенка.

Поведение младенца следует терпеливо корректировать, фокусировать его внимание на полезных ему предметах, спокойно и последовательно отвлекая от естественного интереса к деструктивным импульсам; оберегать его крайне чувствительную нервную систему от излишнего раздражения воспитателей.

Следует различать младенцев, обладающих активным и пассивным темпераментами, проявляя соответственно либо больше успокоительных, либо стимулирующих действий. Это время обуздания импульсивной природы младенца, время выяснения ее положительных качеств и их использования с наилучшим применением.

Ребенок от младшего детского возраста до младшего школьника.

Из первых пяти лет жизни ребенка первые два года в суфийской традиции называются младенчеством, а последующие три определяются как младший детский возраст. Это время царствования ребенка, осознания им высших сфер, проявления силы интуиции. Это время его активности и терпеливости воспитателя.

Ребенку необходимо позволять свободно бегать по окрестностям, лазать по деревьям, играть в земле, прыгать, бегать и играть со сверстниками. Это форма его самовыражения. Каждое устремление воспитателя должно быть направлено на поощрение детской свободной деятельности. Поскольку в этом возрасте ребенок склонен к имитации и подражанию всему, что видит, наилучшим способом обучения будет дать ему все, что достойно подражания. Это все, что относится к звукам, нотам, тону, ритму; все, что украшает и строит характер, закладывающийся в эти годы. Желательно не акцентировать внимания на цифрах, буквах, алфавите. По-прежнему обязательно соблюдение регулярности в режиме сна, подъема, питания, игр и пребывания в покое.

В этой фазе своего развития ребенок подвержен чрезмерной изменчивости настроения. Воспитатель должен чутко реагировать на это и проявлять максимум заботы, чтобы такие изменения настроения находились под контролем и в случае необходимости уметь переключить внимание малыша на отвлеченную тему.

Страница 4

Если в ребенке заложена духовная наклонность, она проявится в возрасте пяти лет. В это время ему можно дать идею Бога - Бога доброты, красоты, сострадания, любви и гармонии, внушить почтение к святыням и уважение к религии. Вера ребенка истинна и не имеет сомнений. При мудром воспитании она будет оказывать благотворное влияние на всю его дальнейшую жизнь, в противном случае это окажет печальные последствия. Необходимо просто дать некий идеал ребенку, на который он мог бы ориентироваться, высокий идеал, но такой, чтобы детский ум смог его постигнуть. Божественный идеал давался человечеству для духовного постижения во все периоды мировой истории и человечеству не дано перерасти этот идеал.

Воспитатель не должен теряться, обнаружив у малыша упрямство, злость и эгоизм; его задача - суметь так направить ум ребенка, чтобы упрямство смогло стать плодотворным. В это же время следует давать уроки хороших манер, демонстрировать уроки любви и уроки требовательности, приучать ребенка не спорить со старшими и не противоречить им. Это также период воспитания гордости и чувства самоуважения, добродетели и чувства щедрости, чувства осознанного отказа от чего-либо и чувства отсутствия благоговения перед вещами.

Ребенку необходимо иметь тщательно подобранные красивые, функциональные, конструктивные, целые игрушки, способные оказывать вдохновляющее и облагораживающее воздействие; девочки и мальчики должны иметь различные игрушки.

Воспитателю следует поощрять любую положительную тенденцию, проявляющуюся в ребенке, не скупиться на похвалу, избегать порицания и ругани, заменяя их терпеливым, при необходимости неоднократным и настойчивым объяснением. В случае применения наказания оно должно быть мягким - иногда малышу бывает достаточно осознать сам факт того, что он наказан.

Воспитатель должен тщательно подобрать для своего воспитанника круг товарищей для игр и общения, имеющий в этом возрасте большое значение. По-прежнему нет необходимости в том, чтобы и множество взрослых занималось ребенком - лучше, если это будет один человек; в случае с двумя родителями один должен стать помощником второго. В этот период также следует начинать и домашнее обучение как подготовку к предстоящей школе.

В возрасте шести лет ребенок из младшего детского возраста переходит в ранний детский. Это время большого конфликта, сопровождающего новый жизненный шаг длиною в год, пока ребенку не исполнится семь лет и пока непоседливость, упрямство, повышенная возбудимость шестилетки не перейдут в более спокойное, гармоничное и отзывчивое состояние семилетнего человека. И если нет возможности продолжить домашнее обучение хотя бы до девяти лет, то начинать обучение в школе лучше именно в семилетнем возрасте.

В это время ребенок уже готов постичь данный ему любой идеал. Первым таким идеалом является уважительное отношение к старшим, исходящее изнутри его духовной жизни и являющееся источником будущего самоуважения; вторым - почтение к воспитателю, в роли которого выступают родители или те люди, которые их заменяют и заботятся о ребенке. Дети, становясь почтительными, начинают воспринимать это как величайшую привилегию и благословение, которое мы имеем в жизни.

Третий идеал - это чувство гордости, самоуважения, чести и достоинства. Со стороны воспитателя необходимо приложить все усилия для того, чтобы помочь душе подняться как можно выше, невзирая на влияния, тянущие ее вниз. Следует вдохновить ребенка такой гордостью и понятием о чести, чтобы и в бедности, и в богатстве, и в любых других условиях его душа оставалась бы благородной.

Четвертый идеал - благоразумие в словах и делах, скромность и осознавание своего места в жизненных ситуациях и своей ответственности перед другими людьми и пятый идеал - чувство духовности, осмысления существования цели в жизни и своего высокого человеческого предназначения.

Страница 5

Обучение ребенка должно происходить в неявной форме, самое лучшее - быть ребенку другом. Завоевав его привязанность и любовь, подчеркивая лучшие стороны характера, воспитатель сможет обучить детский дух и настроить его на высший идеал.

Раннее детство продолжается до достижения ребенком возраста девяти лет.

Это время познания им человеческой сферы, зарождения основ знаний и праведности в сердце. В этот период ребенка можно заинтересовать рисованием, музыкой и танцами - врожденными внутренними наклонностями, которые пробуждаются сами собой. Не следует давать ему указаний в это время, лучше лишь помогать свободному самовыражению.

Это период приобретения грации, помогающей также и умственному развитию и получения обязательных уроков упорства, терпения и выносливости.

Упорство прививается воспитанием привычки доводить начатое дело до конца; терпение - обучением умению спокойного ожидания; выносливость - в повседневных ситуациях, когда можно упасть, ушибиться или необходимо принимать горькие лекарства. Нужно вселять в ребенка храбрость и силу, высказывать ему ободрение и советы, поощряя проявление выносливости.

Лучший способ обучения в этом периоде - это игры и рассказы историй, разнообразных притч. Нужно избегать заучивания нелепых детских стишков, не имеющих смысла и не приносящих никакой пользы. Рассказываемые истории в идеале желательно облекать в юмористическую форму; многие из них, услышанные в детстве, сохраняются с человеком в течение всей жизни.

Ребенок подросткового возраста

Время между десятью и двенадцатью годами суфии называют периодом отрочества. Это время гендерной дифференциации, этап окончания первого двенадцатилетнего цикла жизни души. Это фаза знакомства с природой - ребенок делает первый шаг на пути к философской истине; знакомства с обычаями своей страны, получения объяснения их психологии и значения, знакомства с народностями, историей своей семьи. Взаимоотношения в доме должны стать первым уроком всеобщего братства, которого ребенок может достичь, осознавая братство нации, расы и затем мира. Для того чтобы ребенок мог прийти к идее, что весь мир - одна семья, его следует научить рисовать сначала свой город как семью, потом свою нацию, как семью, а затем весь континент как семью. При правильном обучении и воспитании, когда ребенок станет взрослым, его отношение к людям изменится; пропадет узость мышления, и широта мысли придет к нему из его собственного существа.

Ребенок должен получить небольшое введение в метафизику: понятия о душе, разуме, теле и их взаимосвязи. В это же время воспитатель должен выяснить направленность ума ребенка - литературную, техническую, идеалистическую или религиозную и стараться наполнять его впечатлениями из интересующей сферы, включая подражание замечательным людям или произведениям.

Каждого ребенка необходимо учить музыке, как основе всей жизни, проявляющейся в звуке, тоне и ритме; нет необходимости воспитывать каждого ребенка музыкантом, но элементарное музыкальное образование необходимо каждому.

Страница 6

Психология девочек и мальчиков различна, их нельзя направлять по одному пути, для каждого существует собственный метод воспитания. Девочек в это время хорошо обучать ритмике, мальчиков - гимнастике. Если у мальчика в большей мере необходимо воспитать храбрость, рассудочность и ответственность, то у девочки - скромность, идеализм, долженствование. По мере развития они берут качества друг у друга, это происходит естественно. Наилучшее для каждого из детей - это душевное равновесие, а равновесие приходит через противоположные качества. Задача учителя - научить прежде всего качествам; равновесию же научит позднее сама жизнь.

Детям этого возраста не нужно поручать особой работы по дому, но следует ознакомить со всеми обязанностями по ведению домашнего хозяйства и с работой во внешней жизни. У них должно быть сформировано дружелюбное мировоззрение, уважительное отношение к друзьям семьи, чувство довольства и благодарности за получаемую пищу и одежду.

Обучение по-прежнему должно продолжать носить неявный характер - в рассказах, дружеских беседах, со смехом и улыбкой детям говорится то, что они будут помнить всегда. Ни один принцип нельзя навязывать, ребенок не должен чувствовать бремени обучения и жить с интересом и удовольствием.

Ребенок от подросткового до юношеского возраста

Возраст от тринадцати до пятнадцати лет определяется как ранняя юность. Это время борьбы во внутреннем мире, время конфликтов, «период Кемаля». Наставник должен быть очень осторожен и проницателен, уметь распознавать разнообразные симптомы внутреннего конфликта, периоды активности и пассивности.

В это время формируется ум ребенка, закладываются широкие основы его разума.

Наставнику следует преподать три аспекта знания: о земле, о том, что происходит из земли, из минерального и растительного царств; о воде, обитателях подводного мира, разнообразных морских путешествиях; о небе, о звездах и планетах, солнце и луне, влиянии ветра и грозы.

Это время усвоения знаний, развития заложенных духовных тенденций.

Необходимо бережно относиться к чувствам ребенка, чтобы сохранить их до того периода, в котором они должны будут проявиться во всей своей силе и совершенстве.

Шестнадцать, семнадцать и восемнадцать лет - возраст средней юности, в девятнадцать, двадцать и двадцать один год наступает ее завершение.

Это время нервозности, непоседливости, возбуждения. Для юноши на этом жизненном этапе желательно стремиться сохранять равновесие. Между воспитателем и юношей может возникнуть своеобразная стена, они могут отдалиться друг от друга и тогда юноша будет искать самоутверждения в компании сверстников. Воспитатель должен избегать двух крайностей этого возраста - продолжать считать юношу ребенком и переоценивать его знания и опыт. Этот период воспитатель должен пройти без ошибок - не надо ни критиковать, ни чрезмерно хвалить воспитанника - надо ему доверять. Надо дать как можно больше желательных жизненных впечатлений и позволить юноше учиться самому без того, чтобы учить его словами.

Страница 7

Обучение происходит объективным и наилучшим образом, если вместо постоянного повторения того, что хорошо, а что плохо, юноше показать пример явления и дать возможность оценить его последствия самостоятельно. Юноша, обладающий мышлением и рассудком, подобен цветку с прекрасным цветом и ароматом. Величайшая мораль, которой следует научить юношу - это понимать свои обязательства перед другими, чтобы быть в состоянии занять свое место в схеме жизни подобающим образом.

Обобщающий взгляд на обучение

Обучение - это не обязательно получение рекомендации на тему как сделать свою жизнь успешной или как охранять свои собственные интересы. На самом деле обучение - это процесс овладевания умением жить более полноценной жизнью, насыщенной мыслями о себе и о предупредительности к другим. Обучение - это постепенный рост сознания в длину и ширину, по горизонтали и по вертикали; это познание человеком себя и своего окружения; познание других, как тех, что нам известны, так и тех, что неизвестны и пребывают вдалеке, знание о состояниях человеческой природы и о жизненных запросах; знание причины и следствия, которое в конечном итоге ведет к всестороннему знанию о мире.

Взрослые часто недооценивают способности детского ума, который зачастую более пытлив и понятлив, чем ум взрослого человека. Ребенок более открыт восприятию, поскольку его ум свободен от тревог и жизненных волнений; он охотнее верит, ибо его ум свободен от задних мыслей; он может правильно смотреть на вещи, так как его ум еще не фиксирован на сильной приязни или неприязни.

Природа во всех своих разнообразных аспектах развивается в направлении красоты и целью жизни является развитие в направлении красоты и именно ее семена прежде других должны быть посеяны в детских сердцах. Первое обучение, нужное ребенку - гармонизация его мысли, речи и действия; детская природа подобна воде, текущей вниз, которой нужен фонтан, чтобы поднять ее наверх.

Обучение и есть тот самый фонтан. Обучение детей должно происходить в соответствии с их возрастным развитием и рассматриваться с пяти различных точек зрения: физической, умственной, нравственной, социальной и духовной. Если одна сторона развита, а другие нет - естественно, в образовании ребенка проявятся некоторые изъяны.

В государстве должен быть стандарт всеобщего обучения, для богатых и бедных. Это принципиальная позиция, необходимая для порядка и мира в обществе и нации. Никто не должен быть лишен обучения в детстве - единственной возможности для души обрести знания. Следует считать, что каждый ребенок - это ребенок общества. Государство несет ответственность за обучение и ребенка следует не только научить читать и писать, но и дать ему обобщающую идею о жизни и о том, как ее прожить наилучшим образом. По окончании обучения дети могут избрать себе любую профессию, которая им нравится.

Таким образом, обобщая, можно выделить следующие основополагающие принципы педагогики в суфийской традиции, к которым относятся: гармоничность, отсутствие насилия, целесообразность, системная последовательность и непрерывность: «Никто не может остановить процесс обучения, реального исследования уже только потому, что наши предки вступили на этот путь тысячи лет назад. Они вывели нас на этот путь и мы не можем сойти с него» [5].

Литература.

1. Новейший философский словарь. - Мн.: Интерпрессервис, 2001. - 1280 с.

2. Х.И.Хан. Очищение ума. Сборник. - М.: Сфера, 2005. - 416 с.

3. Суфии: Восхождение к истине. - М.: Эксмо, 2005. - 640 с.

4. И.Шах. Караван сновидений. - М.: Фаир-пресс, 2002. - 464 с.

5. И.Шах. Мудрость идиотов. - М.: Фаир-пресс, 2003. - 432 с.

6. Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 800 с. Апрель 2009 г.