Get Adobe Flash player

 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОККУЛЬТИЗМУ

Под оккультизмом (от лат. оccultus – тайный, сокровенный), согласно энциклопедическому словарю, понимается общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе [Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – 1600 с.]. З.Фрейд и К.Г.Юнг, занимаясь исследованиями бессознательных психических процессов, в той или иной степени (первый меньше, второй существенно больше) активно интересовались т.н. оккультными феноменами и знаниями. В лекциях по «Введению в психоанализ» Фрейд писал следующее: «…сновидение, часто рассматривавшееся как ворота в мир мистики, еще сегодня многими принимается за оккультный феномен. И мы, сделав его объектом научного исследования, не оспариваем, что одна или несколько нитей связывают его с этими темными вещами. Мистика, оккультизм - что подразумевается под этими названиями? Не ждите от меня попытки дать определения этим областям, пределы которых установлены неточно. Мы все, в общем, примерно знаем, что подразумевается под этим. Это - своего рода обратная сторона светлого, управляемого неумолимыми законами мира, который создала для нас наука… В принципе мы должны быть благодарны оккультистам. Сообщения о чудесах древних времен мы не можем подвергнуть проверке. Полагая, что их нельзя доказать, мы должны все же признать, что их нельзя со всей строгостью и опровергнуть» [Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: «Фирма СТД», 2003. – 623 с.].

С первобытных времен, будучи неуверенным в жизни и испытывая страх перед будущим, человек пытался обезопасить себя, предпринимая попытки тем или иным способом заглянуть в неведомое, предвосхитить развитие жизненных событий и по мере возможности подготовиться к ним. Для этого использовались самые разнообразные способы предсказаний: толкование «вещих» сновидений, известное со времен библейского Иосифа; анализ явлений природы и животного мира, оформляемый в итоге в виде разнообразных примет и суеверий; гаруспикация – гадание по внутренностям животных; скапулимантия – гадание по лопаточной кости (дикобраза или барана); гадание по панцирю черепахи; пальмистрия (хиромантия) и т.д. [Тайлор Э. Первобытная культура. – М.: «Политиздат», 1989. – 573 с.].

Фрейд далее в тех же лекциях писал: «При лечении пациентов психоаналитическим методом у меня сложилось впечатление, что занятия профессиональных предсказателей таят в себе благоприятную возможность особенно безупречного наблюдения за передачей мыслей. Это незначительные или даже неполноценные люди, посвятившие себя какому-нибудь занятию - гаданию на картах, изучению почерков и линий рук, астрологическим вычислениям - и предсказывающие при этом своим посетителям будущее, после того как они покажут себя посвященными в их прошлое или настоящее. Их клиенты по большей части вполне удовлетворяются этим и не сетуют, если впоследствии пророчества не сбываются. Я знаю множество таких случаев, имел возможность изучить их аналитически... Я собрал целый ряд таких пророчеств и из всех них вынес впечатление, что предсказатель выразил только мысли обратившихся к нему лиц и особенно их тайные желания, так что справедливо было бы проанализировать такие пророчества, как если бы они являлись субъективными продуктами, фантазиями или сновидениями этих лиц. Конечно, не все случаи одинаково доказательны и не для всех сразу можно найти более рациональное объяснение, но все-таки в целом очень велика вероятность действительной передачи мыслей». И далее, высказываясь о телепатической передаче мыслей, он предлагает своим читателям относиться к этому оккультному феномену «более дружелюбно» и не бояться его исследовать [Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: «Фирма СТД», 2003. – 623 с.].

Большое внимание вопросам феномена дивинации (предсказаний), их взаимоподтверждения разными системами знаний в своих трудах уделяли К.Г.Юнг, проводивший специальные совместные исследования с ведущими физиками мира (В.Паули) [Юнг К.Г. О синхронии. В кн. О структуре психики. М.: «Рефл-бук», 2003. – 318 с.], и его ученики, в частности, Мария Луиза фон Франц [Франц М.-Л. фон. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая].

Этот вопрос невозможно обойти молчанием в контексте практической работы с картами Таро, поскольку многие люди обращаются к тарологу с просьбой «погадать», будучи уверенными в том, что Таро созданы только для этого. Карты Таро действительно, уже на протяжении нескольких столетий, широко используются также и для прогностических целей в качестве системы дивинации, хотя собственно сеанс «гадания», с точки зрения современной науки, на самом деле представляет собой не столько «телепатический процесс чтения мыслей», сколько текущую многофакторную оценку вероятности наступления ситуации того или иного рода, связанную с запросом клиента. И именно поэтому клиент приходит «погадать на Таро», а не подбрасывает в воздух монетку «на удачу» и не спрашивает у ромашки: «Любит? Не любит?». Ответ «да» или «нет» могут дать и монетка, и ромашка, и вообще любой знак, на который проецируется вопрос, но только мощная интеллектуальная система, в которой практически на физико-математическом уровне учтено взаимовлияние максимального числа общечеловеческих, архетипических и космических факторов, может спрогнозировать вариант ответа, максимально приближенный к реальной ситуации клиента. Именно к таким предсказательным системам, признанным и проверенным вековой историей человечества, включающим в себя весь свод научных и эзотерических знаний, относятся китайская книга перемен И-Цзин и карты Таро.

Июнь 2010г.