Get Adobe Flash player

ПОСЛЕ "ОВСЯНОК"

("Овсянки", 2010, Россия, режиссер Алексей Федорченко)

Фильм меня, что называется, "зацепил". Впечатления нахлынули мощным потоком - часть из них попробую вербализовать. Фрагментарно, отчасти непоследовательно, потому что так сработало, потому что не хочется выстраивать логический ряд и потому, что фильмом меня в принципе "зацепить" достаточно сложно, а здесь это получилось.

Мое общее впечатление на молодежном слэнге можно было бы назвать "жестью".

В основе сценария "Овсянок" лежит одноименная повесть Аиста Сергеева. Так же зовут и закадрового рассказчика - одного из главных героев фильма. Итак, в начале имеем двух Аистов и двух овсянок. Далее аналогичная символическая трансформация парности в одиночество будет проходить через весь фильм: мать Аиста умерла при родах второго ребенка; Таня (героиня фильма) любила птиц. Муж купил ей цаплю, а Аист стал любовником - прочувствуем всю глубину предложенной автором символики. После смерти героини ее муж и любовник образовали новый своеобразный дружеский союз, оказавшийся роковым для обоих. По ходу фильма мы встречаемся еще с двумя профессиональными парами - это ментовка и мент, а также две девушки легкого поведения.

"Кто не пил гранатовый сок из груди любимой, ... тот не знает, что такое настоящий кайф" - сказал Фазиль Искандер в повести "Сандро из Чегема". Вторя ему, Юрий Поляков в повести "ЧП районного масштаба" предлагал пить вино из пупка любимой. Оказывается, что, помимо этих идей и помимо всем известного и уже ставшего банальным купания в ванной с шампанским, любимую можно еще и водкой поливать  - для меня это стало новостью (любимого же обычно натирают шоколадом, мороженым, вкусными сливками, фруктами и прочими сладостями, а потом аппетитно облизывают - кому любопытно, можно посмотреть великолепный фильм "Кузина Бетта" (1998, США-Великобритания, реж. Дес МакАнуфф) по одноименной повести Оноре де Бальзака).

Что привлекло внимание? - "Если болит душа, пиши о том, что видишь вокруг". Думаю, что душа во многом и болит-то как раз от того, что видишь вокруг…

"Газета продавалась хорошо, она была дешевой и быстро расходилась на хозяйственные нужды". Это верно; в свое время бурно вспыхнувший в середине девяностых рынок бесплатных газет постепенно угас, потому что люди брали газеты не по одной, а пачками - как раз на хозяйственные нужды.

"Если что-то должно исчезнуть - так тому и быть" - на это тоже нечего возразить.

"Меряне не топятся, вода сама отберет для себя людей" - изумительное наблюдение, абсолютное, я бы сказала.

"Вода - суд наивысший". И снова абсолютное попадание в душу зрителя: огонь, вода и медные трубы - все три классических понятия жизненных испытаний в той или иной мере присутствуют в картине - первые два явно, а последнее чуть менее явно - через медные трубы литературной славы пытался пройти отец Аиста.

Вообще в фильме великолепно показана алхимия всех четырех природных стихий: при доминирующей роли воды мы видим апофеоз созидающе-разрушительной работы огня на земле и стихию воздуха, которую олицетворяют птицы. Овсянки соединяют воздух и землю, это посредники между небесным и мирским, посланники жизни и смерти; цапля и многозначное "птичье" имя Аист символизируют союз воздуха и воды, взаимопроникновение текучести бытия и внетелесности духа, водную среду как прибежище праха завершенной жизни и одновременное ее зарождение в околоплодных материнских водах и первый вдох приносимого аистом на своих крыльях младенца. Дополнительные ноты, очень тонкую вибрацию в эту симфонию стихий вносит песня, которую исполняет хор художественной самодеятельности, поющий о запахах лета - "наберу трав и подожгу"… А потом горючим для ритуального костра станут бутылки водки… Я все думала - уберут ли герои после обряда пустую тару? Убрали.

Фильм рассказывает об исполнении желаний - мечта героев о бессмертии и о соединении с любимыми в "другой жизни" благодаря овсянкам осуществилась.

Как оказалось, слоган фильма звучит следующим образом: "В этой земле только два бога - любовь и вода". Есть ли в этом фильме любовь? На мой взгляд, здесь она существует скорее в форме невероятно щемящей жалости на фоне экзистенциальной безысходности. После похоронного обряда муж снимает с пальца обручальное кольцо и небрежным жестом бросает его в воду. Это невероятно пронзительный кадр момента освобождения - траур воды уступает место воздуху жизни, обязательств семейной жизни больше нет; с презрением и одновременной жгучей ревностью к изменявшей жене, стыдом и жалостью по отношению к себе можно расстаться, супружеский долг полностью исполнен.

В фильме герои погибают, а в литературном источнике их спасают. Я думаю, что это все-таки более точная концовка; стремление к жизни обязано победить смерть - омывшись и пройдя испытание водой, герои должны возродиться. Таковы законы алхимии жизни.

Июль-ноябрь 2013г.