Get Adobe Flash player

Психоанализ как форма религии

Страница 1

I.

       Рассмотрим несколько определений. 

       По Большому Энциклопедическому Словарю (БЭС): «Мировоззрение - система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. По своему содержанию и направленности может быть научным или ненаучным [бытовым], материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным».

       Американский социальный психолог Гордон Оллпорт насчитал 48 определений религии.

       Из латыни: “Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа”.

      “Religare - опыт единения”.

        По БЭС: «Религия - мировоззрение и мирооощущение, а также соответствующие поведения и специфические действия (культ), основанные на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного».

       По словарю В.И.Даля: «Религія - вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основныя духовныя убеждения».

       По БЭС: «Психология - наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях психической жизни человека».

       В современной психологии выделяется около 40 ее отраслей, из них около 7 отводится доминирующим течениям, среди которых выделяется психоанализ как «комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений».

      Таким образом, психоанализ, согласно приведенным выше определениям можно рассматривать как научную дисциплину.

      В процессе исторического развития науки менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука в борьбе с религией отстаивала и отстояла свое право участвовать в формировании мировоззрений. И сегодня, когда функции науки переосмыслены, когда ее поле действия расширилось и стало рациональным, включив в себя исторически развивающиеся системы с участием человека (генная инженерия, медицина, биология, психология, биосфера в целом, системы искусственного интеллекта), изменилась и научная методология, сблизив естественнонаучные и гуманитарные виды познавательной деятельности, интегрируя в себе обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира. Таким образом, в наше время, пройдя свои собственные исторические пути развития, наука и религия уже не отрицают друг друга, а, как минимум, мирно сосуществуют, каждая по-своему пытаясь проникнуть в тайны бытия и объяснить его. Противостояние по принципу «наука или религия» превратилось во взаимное исследование по принципу «наука и религия»; в нашем частном случае - «психология и религия», «психоанализ и религия», «психология религии», «психология веры и духовности», «магия, наука и религия», «психотерапия и духовная традиция», «психотерапевтическая сила молитвы» и т.д. и т.п.

        Естественно, что этими вопросами в свое время занимались и Фрейд, и Юнг.

        В сборнике «Введение в психоанализ. Лекции», в последней, тридцать пятой лекции, посвященной мировоззрению, Фрейд решительно утверждает, что психоанализ в качестве специальной науки не способен образовать особое мировоззрение, что он заимствует свои мировоззренческие принципы у науки, хотя в действительности как ряд общих положений самого Фрейда, так и многие концепции его учеников не только имеют мировоззренческую направленность, что выражается их попытками рассматривать общие проблемы, касающиеся сознания человека, его отношения к природе и социальной среде, но и объясняют генезис и закономерности развития культуры. Считая свои теоретические построения строго научными, Фрейд критикует религиозное мировоззрение. Манифестируя себя как атеиста (что не мешало ему состоять членом еврейской масонской ложи Бнай Брит) и считая религию несовместимой с опытом и разумом, Фрейд развивает в этой лекции взгляды, высказанные им в работе "Будущее одной иллюзии", где религия трактуется как форма массового невроза, имеющая в основе психосексуальные отношения и отражающая желания и потребности инфантильной стадии развития. При этом он не уделяет внимания ни общественно-историческим истокам и функции религии, ни своеобразной представленности в религиозном сознании ценностных ориентаций, порожденных жизнью людей в реальном, земном мире, ни особое понимание этими людьми своей зависимости от природных и социальных сил.

Страница 2

Отделяя религиозное мировоззрение от научного, Фрейд находит своеобразие научного мышления в том, что оно представляет собой деятельность особого рода, которая в неустанном поиске истины дает подлинную, а не иллюзорную картину реальности. Далее в этой же лекции наряду с религиозным и научным мировоззрением Фрейд выделяет еще одну его форму - философию и, в частности, направление марксизма.        Традиции основоположников психоанализа в психоаналитических исследованиях религии в более позднее время продолжил Эрих Фромм (также присоединив к психоанализу марксизм), а традиции одного из ближайших друзей и соратников Фрейда - швейцарского пастора и психоаналитика Оскара Пфистера - современные священники-психоаналитики, представители разных конфессий. 

       Учитывая современные тенденции рассматривать психологию как науку, имеющую квантово-волновой характер и перефразируя основателя кибернетики Норберта Винера, можно сказать, что сегодня по понедельникам, средам и пятницам психоанализ можно рассматривать как науку; по вторникам, четвергам и воскресеньям - как религию, а в священный день «шабат» (субботу) - по желанию исследователя на выбор: как философию, марксизм или, как предлагается в данном реферате, как раздел магии (мистики и алхимии), которая появилась между наукой и религией прежде всего благодаря трудам Карла Густава Юнга. Схематически такую взаимосвязь в символической форме можно представить следующим образом:

       Очевидно, что психоанализ как наука имеет линии соприкосновения и с религией, и с магией.

       Предметом данного реферата является попытка исследовать некоторые точки этих линий. 

II.

       Очень многие исследователи жизни и творчества Зигмунда Фрейда считали, что психоанализ недостаточно научен и является своеобразной формой религии: «Просто введя понятие «подсознания», предложив объяснение его работы и заявив о том, что оно является универсальным атрибутом человека, Фрейд придал этому явлению - и его изучению - видимость научной респектабельности. Иррациональные импульсы, склонности и аспекты человеческой психики теперь уже считались не аберрациями, а частью общего наследия человечества, внутренней и наследуемой чертой Homo sapiens. Это успокаивало и одновременно ободряло… Фрейд окончательно и бесповоротно утвердил психологию как самостоятельную дисциплину, а себя самого - по крайней мере, на какое-то время - как ее патентованного мага и верховного жреца. Под руководством Фрейда психология начала создавать свой словарь, а в конечном итоге и собственную теологию, которая позволила ей соперничать с дарвинизмом и марксизмом в качестве новой - или альтернативной и даже суррогатной - религии. Постепенно психолог стал исполнять, наряду с традиционной функцией мага, еще и функцию духовного исповедника. Но если Фрейда и можно причислить к самопровозглашенным магам, то ориентация его была совсем не герметическая. Совсем наоборот - его подход в точности соответствовал картезианскому рационализму. По существу, психология Фрейда является еще одним проявлением фрагментации знания, а следовательно и реальности. Эта фрагментация была подчеркнута и обострена настойчивым стремлением Фрейда превратить психологию в полноценную науку, внедрить в нее научную методологию, обращаться с нематериальными явлениями так, как будто они были не менее конкретными и доступными для измерений, чем данные химии, биологии или физики… Стремясь легитимизировать психологию как науку, Фрейд воспроизвел ошибки самой науки и превратился, подобно магам от науки, в еще одного шамана, действующего в замкнутой области, в сфере науки, ограниченной собственными догмами» [10]. И там же несколько слов о Юнге: «Стремясь к интеграции, Юнг всю жизнь пытался навести мосты , или каналы, между психологией и естественными науками, между психологией и организованной религией, между психологией и искусством, между психологией и философией, между психологией и мифологией. Он также демонстрировал огромное значение герметической философии для современной жизни - как отдельных людей, так и общества в целом. Вне всякого сомнения, его можно считать воплощением психолога двадцатого века - как настоящего мага эпохи Возрождения». [10]

Страница 3

      К выводу о религиозном характере психоанализа склонялись как соратники Фрейда, так и люди, близко знавшие его лично. Например, нет даже смысла переписывать практически полностью целую главу из популярнейшей книги Ричарда Нолла “Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга”, в которой приводятся убедительные свидетельства правомерности той точки зрения, которая является предметом изложения данной темы реферата.

      Приведу лишь небольшой отрывок: “Человеком, ознаменовавшем превращение психоаналитического движения в мировоззрение, был коллега Юнга по Бургхельцли Франц Риклин. В 1908 году в публикации, которая также была представлена им на конгрессе в Зальцбурге, Риклин использовал психоаналитическую теорию для интерпретации сказочных историй. Примечательно, что в данном случае анализ впервые был сосредоточен не на материале пациента. Вскоре появились другие книги, в которых анализировались вагнеровские оперы, мифы, легенды, художники и их картины и т.д. Претензии психоанализа на научность основывались на применении метода в клинических условиях, где аналитические гипотезы могли быть проверены на свободных ассоциациях живых людей. Когда же теория начала прилагаться к сказочным историям и другим произведениям культуры, психоанализ тут же превратился в мировоззрение, с помощью которого может быть понята вся человеческая история. Искусство, религия и музыка, точно так же как до этого свободные ассоциации пациента в ходе анализа, стали продуктами бессознательного и, соответственно, удобным объектом для истолкования. С этого момента все большее число представителей гуманитарных наук начали проявлять к психоанализу активный интерес, чем создали ему привлекательный имидж в глазах литераторов и художников… психоанализ создал больше прихожан, чем приходов… Многим американцам, не чуждым данной проблематике, психоанализ представлялся как религиозное ревиталистское движение, а возможно даже как культ или псевдонаучная религия… ”

       Карл Юнг в Тэвистокских лекциях также обращает внимание на «характерную для нашей научной сферы тенденцию обособляться в своих небольших группах и сектах с собственным вероучением».

       Хотя вначале Юнг испытывал по отношению к Фрейду почти религиозное благоговение, отмечая в письме от 28.10.1907 года: “…мое почтение к вам принимает “религиозно”-восторженный характер…”, в дальнейшем, когда их отношения подошли к финальной стадии разрыва, в письме от 18.12.1912 года он уже позволил себе другие метафоры: «…в полной покорности никто не смеет ухватить пророка за бороду… все мои симптомы …ничего не значат по сравнению с весьма крупным бревном в глазу у брата моего Фрейда…».

      Юнг хорошо усвоил «уроки» Фрейда, создав собственную альтернативную религию - в тех же Тэвистокских лекциях он сказал: «Даже если весь мир не согласен со мной, мне это безразлично».

        В своей книге «Зигмунд Фрейд. Я зол на человечество» Пол Феррис пишет, что после конференции в Нюрнберге в 1910 году Фрейд считал, что там закончилось детство психоаналитического движения: «[Фрейд] представил оптимистичную статью, в которой содержались намеки на то, что психоанализ может стать новой религией. За неврологом скрывался пророк... [Ученики и соратники Фрейда] чтобы считаться лояльными… должны были не только поддерживать идею психоанализа в целом. Они были обязаны принимать на веру некоторые постулаты, например, секс как корень невроза или центральную роль эдипова комплекса». 

      Юнг в своих «Воспоминаниях…» пишет об этом следующим образом: «Везде, где находила свое выражение духовность… Фрейд моментально подозревал подавленную сексуальность».

       И далее читаем у Пола Ферриса: «Альфред Адлер первым бросил вызов Фрейду. Он решил, что гений Фрейда состоит в том, что тот создал методику, на основе которой его ученики могут разрабатывать свои собственные приемы. Еще в 1907 году он говорил венскому кружку, что «у психоанализа не один способ», на что Фрейд резко ответил о «своеволии отдельных психоаналитиков»

       [Макс Граф] видел, как властно ведет себя Фрейд. Граф уже считал, что атмосфера на собраниях фрейдистов напоминает «основание религии». Не принадлежащие к движению часто критиковали его за нетерпимость… Граф … был не чужаком, а последователем Фрейда и аналитиком-любителем, отцом маленького Ганса. Его беспокоило, что основатель церкви изгоняет Адлера, которого он уважал. Пришло время, когда Граф перестал «уметь и хотеть подчиняться указаниям Фрейда - с чем он однажды обратился ко мне». И он тоже ушел».

      Можно приводить еще много примеров и цитат на эту тему, но мы пойдем дальше, постараясь найти те объективные позиции, по которым психоанализ можно определить как форму религии.

III.

1. У религии есть источник.

       Он совпадает с источником психоанализа. Об этом заявил в своей речи, посвященной 80-летию со дня рождения Фрейда, Томас Манн: “Интерес к мифу присущ психоанализу от природы… Проникновение психоанализа в детство отдельной души есть уже вместе с тем проникновение в детство человека, в первобытность, в мифичность. Фрейд сам признался, что всякое естествознание, медицина, психотерапия были для него всю жизнь окольным и обратным путем к изначальной страсти своей юности - к истории человечества, к истокам религии и нравственности - к тому интересу, который в зените его жизни так великолепно вспыхнул в "Тотеме и табу".

Страница 4

В словосочетании "глубинная психология" "глубина" имеет и временной смысл: архиглубины человеческой души - это вместе с тем и архидревность, это та бездна колодца времен, где миф у себя дома, где он устанавливает древнейшие нормы, древнейшие формы жизни. Ибо миф есть установление жизни; он есть вневременная схема, благочестивая формула, в которую укладывается жизнь, воспроизводя свои черты из неосознанного”.

2. У религии есть вероучение, теоретическое изложение которого оформлено в форме “священной книги”.

        В психоанализе в этом качестве выступают труды Зигмунда Фрейда. 

3. У религии есть основоположник, последователи, отступники, верующие.

       У психоанализа тоже. 

4. У основоположника религии есть “предтеча”.

       У Фрейда тоже - из ближайших медицинских (без учета литературных и философских) это Брейер, Шарко, Либо, Брейд, Месмер. 

5. Религия уделяет большое внимание сновидениям, рассматривая их как пророчество или откровения Святого духа.

       Психоанализ использует сновидения как один из основных методов исследования, который Фрейд манифестировал как “королевская дорога в бессознательное”. 

6. Религиозные учения, даже общего происхождения, имеют многочисленные модификации, представленные в виде направлений и сект.

       Психоанализ, имея три основных направления (классический, адлеровский и юнгианский), сегодня представлен многочисленными ответвлениями, включая разнообразные виды терапии: неофрейдизм, структурализм, постюнгианство, эго-психология; телесно-ориентированная терапия, экзистенциальная терапия, арт-терапия, позитивная терапия, сказкотерапия и т.д. 

7. Религия использует измененное состояние сознания, которое наступает у верующих как в процессе индивидуальной, так и коллективной молитвы, медитаций, песнопений, разнообразных ритуалов.

       Психоанализ, предлагая пациенту кушетку или мягкое кресло, способствует тем самым расслаблению тела и переходу работы коры головного мозга из бета-частоты в альфа-частоту, что облегчает доступ к бессознательной сфере.

8. В ряде религиозных учений существует обязательная так называемая “устная традиция” (иудаизм, суфизм).

      Образование психоаналитика, наряду с теоретическими знаниями, включает обязательный личный психоанализ. 

9. Во всех религиях богослужения носят регулярный и детерминированный характер.

       Психоаналитические сеансы также должны проводиться регулярно (как в лечебных, так и в поддерживающих целях) в соответствии с оговоренными правилами.

10. Священнослужитель обязан соблюдать обряды и обеты (целибат - для высших сановников; носить специальную форменную одежду, бороду, длинные волосы).

      Психоаналитик обязан проходить супервизию и соблюдать врачебно-этические нормы и правила. 

11. Религия осуждает аборты.

       Фрейд считал, что все методы контрацепции вызывают неврозы и вредны для здоровья - как женского, так и мужского.

12. Ряд священнослужителей передают свое вероучение по наследству.

      Психоаналитики тоже имеют “семейный подряд”: (Зигмунд Фрейд и Анна Фрейд, Карл Юнг и Эмма Юнг, Альфред Адлер и Курт Адлер, Сабина Шпильрейн и Исаак Шпильрейн, Эрих Фромм и Фрида Райхман-Фромм, Александр Мичерлих и Маргарет Мичерлих). 

13. Церковь живет пожертвованиями прихожан, доходами от предпринимательской деятельности: продажей икон, свечей, литературы, предметов культа, продуктов питания (мед, вода из минеральных источников).

       Психоаналитик живет оплатой психоаналитических сеансов и доходами от сопутствующей научно-просветительской деятельности - чтения лекций, проведения семинаров, написания статей. 

14. Все виды религии имеют ежегодные праздники, как главные, так и второстепенные (в православии - т.н. “двунадесятые”).

      В психоанализе в качестве главных праздников выступают дни рождения его основателей и в качестве второстепенных - дни рождения многочисленных ученых. 

15. Религия оперирует понятием “исповедь”. Священнослужитель формулирует “грех” верующего и “отпускает” его от имени Бога.

       Психоанализ оперирует понятием “психоаналитический сеанс”. Психоаналитик способствует осознанию пациентом причины невроза, после чего наступает освобождение от симптомов.

Страница 5

16. Религия врачует душу. В качестве “душеспасительных примеров” используются истории из священных текстов, притчи, метафоры, жизнеописания святых.

       Составная часть психоанализа - психотерапия. В качестве показательных примеров используются мифы, сказки, описания клинических случаев. Священники “изгоняют бесов” (экзорцизм). Психоаналитики, если не излечивают до конца, то хотя бы облегчают страдания при неврозах и психозах. В основе и того и другого лечения лежит вера. В первом случае - в Бога (священнослужителя), во втором случае - в медицину (психотерапевта). Фраза “верую в тебя, Господи!” на язык психоанализа переводится как “осознаю свое сопротивление и освобождаюсь от него”. По Юнгу: “религии - это системы психотерапии, в основе которых находится величайшая практическая истина. Происходит решение общей задачи - избавление человеческого сознания и психики от страданий. Поэтому Господь - целитель”. 

17. Религиозное чувство верующего может апогея - фанатизма.

       Непрофессиональный психоанализ может вызвать психическое заболевание пациента. По Юнгу (“Тэвистокские лекции”): “кретин - добрый христианин”. 

18. Религия исследует человеческие пороки и настраивает верующих на освобождение от них. В своей высшей форме духовности она стремится к достижению верующими состояния “святости”, в низшей - к овладеванию человеческими умами и управлению ими (с различными целями).

       Психоанализ стремится познать психическую природу человека - от низших примитивных инстинктов до состояния гениальности, осознать вытесненные травматические представления и переживания, “отвоевать максимум территории у бессознательного” и сублимировать освобожденную энергию во имя высших жизненных целей (по Фрейду), достичь индивидуации, целостной самости (по Юнгу), реализовать жизненный план в соответствии со стилем жизни, стать “подобным Богу” (по Адлеру). 

19. Сфера влияния религии ограничена, но последняя стремится к ее расширению, особенно в ключевых областях жизнедеятельности государства (образование, политика).

       Психоанализ как метод психотерапии ограничен (психоневрозы), но как метод исследования стремится объяснить в своих терминах самые разнообразные проявления индивидуальной и коллективной человеческой деятельности, показать взаимосвязь процессов онто - и филогенеза. 

20. Вера совершает чудеса.

       Психоанализ тоже (“Случай Анны О.”). 

21. Религию активно критикуют.

      Психоанализ тоже. 

      Таким образом, психоанализ, имея достаточно много перечисленных (и неперечисленных в данном разделе в силу ограниченности времени и места) точек соприкосновения, может рассматриваться как форма религии. To be continued (may be :-)) 

Литература.

1. Большой Энциклопедический Словарь. М, советская энциклопедия, 1980.

2. Энциклопедия глубинной психологии, т.1, М., 1998.

3. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ. Лекции» М., ООО фирма «СТД», 2003

4. З.Фрейд «Будущее одной иллюзии». Минск, Попурри, 2004.

5. К.Г.Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления». М., Харвест, 2003г.

6. Томас Манн «Фрейд и будущее». Доклад, прочитанный в Вене 8 мая 1936 г. на праздновании 80-летия Зигмунда Фрейда. «Иностранная литература» 1996, №6

7. А.Адлер. «Наука жить». (Интернет-издание)

8. Р.Нолл “Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга”. «Рефл-бук», «Ваклер», 1998.

9. Пол Феррис «Зигмунд Фрейд. Я зол на человечество». Минск, Попурри, 2001.

10. Майкл Бейджент, Ричард Ли «Эликсир и камень. Традиции магии и алхимии». М., ЭКСМО, 2004.

11. Вл. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка». М., «Русский язык», 1978.

12. С.Степанов. «Век психологии: имена и судьбы». М., ЭКСМО, 2002.