Get Adobe Flash player

ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ

(из цикла "Постижение Наполеона")

Стр. 1

Часть I

НАПОЛЕОНОВСКАЯ ТРЕУГОЛКА

Глава из книги Генри Р. Эванса "Наполеоновский миф"

(Henry R. Evans. "The Napoleon myth". Chicago, 1905)

ИСТОРИЯ ЗНАМЕНИТОГО ЧЕРНОГО ФЕТРА, НАДЕТОГО ПРИ ВАТЕРЛОО

(Из Н.Й.Трибьюн, 30 октября 1904 г. )

Париж, 11 октября

Знаменитая треуголка, надетая Наполеоном при Ватерлоо, была предметом острой дискуссии в прошедший четверг в институте Франции. Стареющий художник Жан Леон Жером (J.L.Gerome) завещал историческую реликвию для хранения Институту в музее Конде в Шантильи. Это наследие всколыхнуло негодование нескольких членов института, включая господ Mezieres, Gruyer и Leopold'а de Lisle, которые подали прошение, чтобы августейшее тело отклонило завещание, утверждая, что поскольку Музей Шантильи был памятником чествования славы великого Конде, то в высшей степени неподобающе разместить в нем головной убор человека, к-рый в 1804 г. дал распоряжение убить герцога д'Энгиенского, правнука принца Конде, победителя Rocroy. Вопрос о треуголке стал насущным вопросом, и в соответствии с прошением, состоялась внеочередная пленарная сессия, и после энергичных дебатов среди членов пяти академий было решено 42 голосами против 28 принять наследие. В итоге черная фетровая наполеоновская шляпа вскоре будет размещена в Шантильи в стеклянном ящике рядом с флагом Rocroy.

Эта волнующая историческая дискуссия вскрыла интересное отношение к наполеоновской шляпе и униформе.

Оказывается, что из 150 шляп, принадлежавших императору, известно о существовании только семи. В соответствии со своим завещанием, датированным 15 апреля 1821 года, Наполеон оставил своему сыну, герцогу Рейхштадтскому, все свое обмундирование и амуницию, включая драгоценности, шляпы, мечи, седла, униформу, сапоги, шпоры, походную кровать и т.д. Многое маркировалось императорской "С" - символом того, что Маршан сохранит этот реестр и доставит сыну императора. В нем упоминалось 2 треугольных шляпы.

После смерти Наполеона верный Маршан напрасно искал разрешения отдельно встретиться с герцогом Рейхштадтским - "Орленком" и передать ему объекты, к-рые принадлежали его отцу. Герцог Рейхштадтский умер, даже не увидев реликвий, завещанных ему. Эти объекты были затем распределены среди оставшихся в живых братьев и сестер императора. Шляпа, надевавшаяся императором при Ватерлоо, была среди вещей, присвоенных экс-королевой Каролиной, женой Мюрата, к-рая впоследствии передала ее своему секретарю F.B. de Mercey, как "награду за длинную и верную службу". De Mercey оставил шляпу в своем завещании своему старшему сыну, к-рый около 30 лет назад продал ее за 17 тыс. франков художнику Жану Леону Жерому. Историческая шляпа была размещена Жеромом в стеклянном ящике в его столовой, соединенной со студией, на Монмартре, к-рая была расположена недалеко, напротив мюзик-холла "Мулен Руж".

Незадолго до смерти герцога d`Aumale Жером был на ланче в Шато де Шантильи. Пока пили кофе, художник заметил: "Вы знаете, мсье, что параграф в моем завещании касается Вас?" "Действительно", - воскликнул герцог d`Aumale. "Да", - подтвердил Жером. "Я оставил музею Конде шляпу, к-рую Наполеон надевал в Ватерлоо". Герцог d`Aumale выразил некоторое удивление и попросил Жерома рассказать ему, как "интересная реликвия" стала предметом его обладания. Нет дальнейших упоминаний о том, что было со шляпой, пока завещание Жерома утверждалось юридически, когда шла горячая дискуссия по существу вопроса и наконец, было решено разместить знаменитый черный фетровый головной убор в центральной комнате музея рядом с флагом Rocroy [видимо, Жером неспроста выбрал музей Конде для хранения шляпы Наполеона: наряду с произведениями искусства, посвященными Наполеону, в 1878 году он написал картину "Прием принца Конде в Версале" - о событиях, произошедших в 1674 году - Т.Л.]

Стр. 2

Семь аутентичных наполеоновских шляп существуют сейчас в различных размерах. Принц Виктор Наполеон, принц Луи Наполеон и императрица Евгения имеют по одной. Четвертая принадлежит Арману-Дюмареску, парижскому художнику. Еще одна - в музее мадам Тюссо на фигуре [стоящей] рядом с гильотиной, к-рая сохранилась после обезглавливания Луи XVI и Марии Антуанетты. Шестая шляпа Наполеона принадлежала Мейссонье, военному художнику и после сохранения ее как модели для всех художественных полотен с императором, была передана Шарлем Мейссонье, сыном художника, Музею Армии в Доме инвалидов, где погребен Наполеон. Седьмая шляпа Наполеона, к-рую он носил при Ватерлоо, сейчас передается в музей Конде в Шантильи - величественный замок и наследственную собственность, оставленную позднее герцогом d`Aumale, прямым наследником Конде, Институту Франции как национальный памятник для чествования его знаменитого предка [и Арман-Дюмареск, и Жером написали сходные по теме картины - "Перед расстрелом маршала Нея" и "Смерть маршала Нея" (1867) соответственно. На обеих картинах на земле валяется шляпа Нея (возможно, потому, что она валяется на гравюре 1815 года "Расстрел маршала Нея". Однако на другой старой, менее известной гравюре на дереве, Ней держит шляпу в правой руке - см. "Historic doubts as to the execution of marshal Ney, with numerous illustrations" by James A.Weston. New York, Thomas Whittaker, 1895) - Т.].

Интересно заметить, что "легенда о маленькой модной шляпке" все еще существует. Французы всегда ссылаются на головной убор Наполеона I как на "маленькую шляпу". Это потому, что шляпы, надевавшиеся Бонапартом при Тулоне, Лоди, в Египте, во время знаменитого 18 брюмера и при Маренго, были все совершенно малы. Когда император стал плотнее [внушительнее], он дал распоряжение шляпному мастеру расширить поля головного убора так, чтобы это выглядело подобающе. По мере того, как он становился плотнее, его лицо становилось больше и больше, шляпа становилась все шире и шире. Шляпа при Ватерлоо значительно больше шляпы при Аустерлице. Эти факты записаны в инвентарных описях императорского шляпника, Пупарда (Pouparda et Cie), к-рый имел свой магазин возле Law Courts, и к-рого недавно обнаружил Герман Бапст, парижский антиквар [у меня только что возникла ассоциация - может быть, и Коко Шанель была успешна именно потому, что создала маленькое черное платье и маленькую черную шляпку ? Точно попала на архетип коллективного бессознательного?- Т.Л.]. Наполеон, хотя был аккуратен в своем внешнем виде, имел ужасную привычку пачкать свой мундир нюхательным табаком, к-рый он держал рассыпанным в левом кармане, избегая, таким образом, неудобных коробочек для табака. Император также имел неаккуратную привычку вытирать чернила на пальцах о бриджи. Шляпы, однако, были свободны от таких случайностей и он гордился собой, когда надевал их. Писатель в "Gaulois" предполагает, что было бы интересным найти несколько шляп, к-рые Наполеон постоянно отказывался снимать, когда он в ранге императора встречался с королями и монархическими принцами. Он не покрывал свою голову только в присутствии императриц России и Австрии. Однажды Наполеон встречал королей Баварии и Саксонии в Сен-Клу. Оба короля сняли свои шляпы для приветствия Наполеона, но тот ответил на их приветствия, лишь коснувшись полей своей шляпы указательным пальцем [я думаю, что это потому, что  Наполеон по росту (~ 170 cм) в шляпе не уступал своим визави. Рост императора России Александра I cоставлял, например, 178 cм. - Т.Л.]

Июль 2014 г.

Перевод мой - Т.Л.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Другие статьи этого же цикла

Дуэт длиною в четверть века

Мифический Наполеон

Почему Наполеон?

История побега графа Лавалетта

Слайд-шоу "НАПОЛЕОН И СТАРАЯ ГВАРДИЯ"