Get Adobe Flash player

ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ О МАДЕМУАЗЕЛЬ ЖОРЖ

Из цикла "Постижение Наполеона"

ИЗ КНИГИ ТЕОФИЛЯ ГОТЬЕ "ПОРТРЕТЫ ДНЯ"

("THE WORKS OF THEOPHILE GAUTIER. IN TWENTY-FOUR VOLUMES. VOLUME SIX. PORTRAITS OF THE DAY". THE JENSON SOCIETY. MCMV)

МАДЕМУАЗЕЛЬ ЖОРЖ


Мадемуазель Жорж была красива на протяжении очень длительного времени и можно было бы сказать о ней то же самое, что сказал один крестьянин об Аристиде: "Я изгоняю тебя, потому что устал слушать, как тебя называют справедливым". Я не буду поступать подобно тому достойному греку, хотя очевидно, что гораздо труднее быть красивой, чем справедливой; но мадемуазель Жорж, казалось, имела решение этой важной проблемы. Годы прошли над ее мраморным лицом без малейших изменений его профиля, подобного греческой Мельпомене. Ее состояние сохранности еще более чудесно, чем мадемуазель Марс, к-рая не в меньшей степени хорошо сохранилась и к-рая может вызвать любую иллюзию у ее поклонников только из армии подрядчиков времен Республики и из генералов Империи.

Но несмотря на чрезмерное количество блеска, к-рый она учитывает, мадемуазель Жорж  реально красива, и очень красива. Она подобна Сиракузской медали или Исиде на Аттическом барельефе, по поводу к-рых можно крупно ошибаться. Густые брови, расположенные с несравненной чистотой и деликатностью, растянуты над черными глазами, полными огня и трагического блеска; нос, тонкий и прямой; разрезанный мелкими ноздрями, переходящий в лоб линией, величественной в своей простоте; строгий рот, изогнутый в уголках, великолепно-пренебрежительный, словно у мстящей Немезиды, ожидающей момента промаха своего медно-когтистого льва. Еще ее рот имел прекраснейшую улыбку, к-рая расцветала с имперской грацией, и никогда не пропадала, когда она выражала нежную страсть и даже швыряла античное проклятье или современную анафему.

Ее подбородок, к-рый выражает силу и решительность, выдан прямо и заканчивается волшебным контуром ее профиля, к-рый более чем божествен для женщины.

Словно языческая красавица, мадемуазель Жорж имела полный, широкий лоб, немного покатый вверху, но не очень высокий, очень похожий на лоб Венеры Милосской; лоб, полный воли, чувственности и силы, к-рый одинаково подходит Клитемнестре и Мессалине.

Замечательная особенность шеи мадемуазель Жорж [заключается в том], что вместо закругления внутрь со стороны плеч, она формирует полный контур, к-рый объединяет плечи и затылок без извилистости, меткой атлетического темперамента, продемонстрированной в высшей степени Геркулесом Фарнезским. Верхняя часть руки почти всегда велика благодаря силе мускулов и энергии контура. Один из ее браслетов мог бы стать поясом для женщины обычного размера, но ее руки очень белы, прекрасной формы, и заканчиваются почти детским запястьем, деликатным и стройным, и красивые руки покрыты ямочками по всей длине, правильные королевские руки, призванные держать скипетр и сжимать ручку кинжала [в трагедиях] Эсхила или Эврипида.

Мадемуазель Жорж кажется принадлежащей могучей исчезающей расе. Она приятна столь же, сколь очаровательна; она кажется титанической женщиной, Кибелой, матерью богов и людей, с ее короной из зубчатых башен. Ее стать имеет нечто циклопическое и пеласгическое; кто-то чувствует, глядя на нее, что она остается стоять словно гранитная колонна, свидетель прошлого поколения, и что она последний представитель эпического и сверхчеловеческого типа. Она - приятная статуя, к-рая должна располагаться на могиле трагедий, похороненных навсегда.

 

перевод мой - Т.Л.

июнь 2015 г.

Примечание: недавно я посмотрела спектакль Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета, снятый в 2003 году, по пьесе Э.-Э. Шмитта "Фредерик, или бульвар преступлений", посвященный Фредерику Леметру, к-рый был одним из сценических партнеров мадемуазель Жорж ; ее роль исполняла Лариса Луппиан. Там прозвучала замечательная фраза: "мадемуазель Жорж  столько лет, сколько она хочет". smiley