Get Adobe Flash player

ПЛУТАРХ. ПОЧЕМУ БОЖЕСТВО МЕДЛИТ С ВОЗДАЯНИЕМ

Конспект

Страница 1

[Речь Патрокла:]

Фукидид: "когда наказанье следует вплотную за преступлением, оно преграждает дорогу тем, кто пользуется его последствиями". Ничто так не пагубно, как отсрочка справедливого наказания, она отнимает надежду и твердость духа у пострадавших и усугубляет дерзость злодеев, а немедленные наказания преступников пресекают будущие злодейства, и это большое утешения для потерпевших.

Биант: "не того я боюсь, что ты не поплатишься, а того, что я этого не увижу".

[Повод для преступления:]злодеяние приносит свои плоды немедленно и ощутительно, воздлаяние же следует не скоро, когда уже успеешь их вкусить.

[Рассуждения Плутарха:]

"Мельницы богов мелют медленно".

Лечение души, называемое законом и справедливостью, есть величайшее искусство.

Это искусство воспринял Минос от своего отца Зевса.

Закон Солона, лишающий прав того, кто во время смут ни к кому не примкнет и не примет участия в смуте.

Наказание исправляет немногих, а промедление наставляет на ум многих и многих.

Божеству подобает сначала установить, какими страстями больна попавшая под наказание душа.

Худые сообщества развращают добрые нравы.

Кекроп - "двуобразный". Торс человека, ноги змеиные. Сын земли, "земнородное". Легендарный основатель аттического племени и афинского царского рода.

Писистрат - сын Гиппократа [!] - афинский тиран, пришел к власти недостойными средствами, но потом правил добродетельно.

Фемистокл - необузданно пировавший и свирепствовавший на агоре. [Его примеру последовал Наполеон, сдавшийся англичанам, подобно тому, как Фемистокл сдался персам, против к-рых воевал.]

Выдающиеся характеры не проявляются в малом.

Кассандр - искоренение наследников Александра Великого в Македонии.

Нередко божество использует злодеев, чтобы покарать других злодеев, а потом уничтожает их палачей.

Беллерофонт [! - на корабле с таким именем Наполеона отправили в ссылку на о.Св.Елены.] - победитель Химеры.

Божество уничтожает гнилой и порченый корень благородного и царственного рода не раньше, чем из него произрастет надлежащий плод.

Гесиод: страдание и преступление являются одновременно и от общего корня: "злоба вреднее тому, кто ее и задумал". "Зло, что другому готовишь, твое же нутро и поранит".

Злоба, одновременно с собой порождая муку и терзание, несет в себе казнь, и не вслед за преступлением, а одновременно с ним. Злодейство - само палач своей жалкой жизни, вооруженный стыдом, заботами, тревогами, дикими страстями и непрекращаемыми волнениями.

Большинство злодеев [среди их роскоши] испытывают тайные муки, прежде чем оказываются зарезанными или сброшенными со скалы, и когда это происходит, хочется сказать, что это не казнь, а лишь завершение казни.

Страница 2

Преступники, к-рым кажется, будто бы они избежали возмездия, в действительности принимают его, и не долгое время спустя, а в течение всего этого долгого времени: они не в старости наказаны, но состарились под наказанием.

Должны ли мы, почитая возмездием лишь исход возмездия, пренебречь страданиями, страхами, ожиданиями, раскаянием, к-рые охватывают каждого преступника? Каждый преступник подпадает под казнь, как только он проглотил, как приманку, сладость преступления; в глубине души его терзает и мучает совесть.

Сын Писистрата - Гиппарх - сон перед смертью: Афродите плеснула ему в лицо кровью из чаши. [См. также у Геродота V, 56 о другом сне Гиппарха.]

Если даже на протяжении их жизни злодеи не испытали ничего плохого, то уже печальное и болезненное ощущение того, что несправедливость бесплодна, неблагодарна и не стоит затраченных усилий, достаточно для того, чтобы растравить душу.

Злодеи, задумываясь над своим преступлением, убеждаются в том, что оно, после кратковременного и пустого удовлетворения, приносит лишь безнадежность, страх, волнения, горькие воспоминания, опасение за будущее и недоверие к настоящему.

Где прочно поселились алчность, властолюбие, безмерная зависть, ненависть и злонравие, там при первом же взгляде обнаруживаются скрытое суеверие, слабость перед трудом, страх перед смертью, изменчивость в желаниях, тщеславие и заносчивость. Они боятся не только хулителей, но и хвалителей, полагая что те, почитая себя жертвами обмана, будут ненавидеть в них порок тем больше, чем охотнее они могут восхвалять мнимую добродетель.

Закоренелые в зле подобны негодному железу, изъеденному ржавчиной и оттого ломкому. Вот почему, за долгое время лучше познав самих себя, они, измученные и себе ненавистные, презирают собственную жизнь. Для наказания нечестивцев не нужны ни боги, ни люди, - для этого достаточно их собственной жизни, оскверненной и исковерканной злодеяниями.

[Однако] Эврипид открыто обвинял богов за то, что они "грехи отцов отмщают на потомках".

[Смерть Эзопа?] - Гиампейская скала. Аристофан "Осы".

Идмон (Иадмон) - получил от дельфийцев компенсацию за убийство ими Эзопа.

Судьба Кассандры. Смерть Орфея. История татуировок.

Если вознаграждение добродетели мы продолжаем и в последующих поколениях, то разумно полагать, что и наказание за преступление не должно тотчас забываться и прекращаться, а должно идти в ногу с воздаянием за заслуги.

Много есть сил, к-рые имеют связи и способность передаваться удивительно быстро и далеко из тела в тело. Но дальности расстояния мы не поражаемся, а дальности времени поражаемся.

Эпихарм: "ни одна вещь сегодня не является той, какой она была вчера".

Что полезно, то и справедливо.

"Сады Адониса" - все изящное, но не долговечное.

Все награды и расплаты, [получаемые душою,] какие налагаются на детей и на весь род, очевидны для всех живых и могут многих удержать и отпугнуть от злодеяний. Никакое наказание не может быть более постыдно и болезненно, чем зрелище того, как наши потомки страдают из-за нас.

5 мая 2015 г.

Примечание.

С недавнего времени Плутарх стал одним из моих любимых авторов. Я понимаю тех великих, которые вдохновлялись его работами.